«Нет, Фердинанд, это фантастика»: как Порше за 70 лет предугадал устройство гиперкаров
McLaren F1 Гордона Мюррея? Koenigsegg Agera? Или Bugatti Veyron, гордость концерна VAG, первый дорожный автомобиль со скоростью выше 400 км/ч?
А как насчет Auto Union P52? Даже не слышали о таком? Смелый концепт Фердинанда Порше, разработанный в 1936 году, опередил свое время лет этак на 60-70.
Удивляет, что даже внешне он несет черты сходства с Veyron. Еще любопытнее заглянуть в чертежи: вы обнаружите, что конструкция P52 содержит три главных элемента, свойственные всем современным гиперкарам без исключения.
Задом наперед
В 1932 году организаторы гонок серии Grand Prix изменили правила, ограничив вес автомобилей планкой 754 кг. Под эти требования Порше, работавший в концерне Auto Union, предложил руководству проект гоночного болида с необычной для тех времен концепцией. К 1933 году проект был готов, но его создатель не остановился на достигнутом: 3 года спустя он представил проект дорожного автомобиля Auto Union P52, созданного на его основе.
Все в нем было не так, как в автомобилях главных конкурентов, таких как Mercedes-Benz 540 или Bugatti 57SC.
Двигатель
Порше предвидел, что мощность моторов будет увеличиваться не за счет роста объема, а за счет лучшего сгорания – например, достигаемого через уменьшение размера цилиндров и увеличения их числа. В его проекте машина оснащалась мотором объемом 4,4 л с 16 цилиндрами, развивавшем на гоночной версии 295 л. с., а на дорожной 200 л. с. Именно 16 цилиндров было у Bugatti Veyron, появившегося уже в 21 веке.
Легкий кузов
Углекомпозитов в 1930-х еще не существовало, но Порше сделал автомобиль целиком из алюминиевого сплава, в то время как конкуренты чаще всего выбирали сталь, а дюраль добавляли очень осторожно и понемногу.
Во всех современных гиперкарах, начиная с McLaren F1, легкие материалы применяются очень широко.
Среднемоторная компоновка
У всех без исключения сегодняшних автомобилей этого класса мотор находится в колесной базе, позади пассажирского салона. Auto Union P52 имел такую же компоновку. Причем Порше работал над двумя версиями: трехместное купе и лимузин.
В трехместном купе водитель сидел посередине, а пассажирские кресла по обе стороны от него с небольшим смещением назад (совсем как в McLaren F1 – привет Гордону Мюррею). А концепцию среднемоторного лимузина уже в 2000-х вспомнила компания Posche, создавая 4-местный Porsche Panamera.
Проект оказался слишком смелым для своих времен и концерн Auto Union не осмелился его реализовать.