Что такое метро Брисбена и почему там одни автобусы?

В 2021 году в австралийском городе Брисбен начали разрабатывать дополнительный вид транспорта — метро. То есть в оригинале он так и называется: Brisbane metro. Но почему-то рельсов у него не будет, как и вагонов.
Что такое метро Брисбена и почему там одни автобусы?
Brisbane City Council

В 2016 году городской совет Брисбена решил, что будет бороться с несовершенствами автобусной сети города и разработает новый вид полностью электрического транспорта. В 2021 году началась реализация проекта под названием Brisbane metro, а в 2023 — прошли первые тесты.

Brisbane metro — 25-километровая высокоскоростная автобусная система.

Брисбен — третий по численности и площади город в Австралии: его население составляет 2,5 миллиона человек, а территория — 1342,7 км². У существующего там наземного транспорта есть главный минус — в час-пик он не справляется с потоком пассажиров. К Брисбену из российских городов по площади ближе Санкт-Петербург (1439 км²), но там есть метро, на котором передвигаться можно быстро и легко.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Так как замена одних автобусов другими может помочь?

Автобусы с графиком поездов

Изображение на сайте совета намекает на то, что интервалы движения будут составлять 3-4 минуты.
Изображение на сайте совета намекает на то, что интервалы движения будут составлять 3-4 минуты.
Brisbane City Council
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Так называемое метро может перевозить за один раз 150 человек. Московский электробус, к слову, вмещает 85. Ходить транспорт будет из пригорода Брисбена по системе turn-up-and-go. Еще десять лет назад она не была такой понятной, как сегодня. Но сейчас вы, скорее всего, с ней знакомы. Turn-up-and-go — это когда вы приходите на станцию, а на табло написано, что до следующего поезда (в нашем случае, автобуса) остается несколько минут. По такой системе работает МЦК (Московское центральное кольцо) и Московский метрополитен.

В выходные транспорт будет курсировать все 24 часа — фантастика для миллионника.

Но как справляться с час-пиком? Под главной улицей города, Аделаида-стрит, придумали проложить туннель, который разгрузит утреннюю и вечернюю пробку, а на мосту Виктория добавят еще одну полосу движения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Почему не стали строить железнодорожные пути, а выбрали автобусы? Совет Брисбена ответил, что две трети жителей используют наземный транспорт, поэтому, судя по всему, удобнее будет и дальше развивать его. Так что пока поезда остаются только в Сиднее и Мельбурне.

Курс на экологию

Пока самый экологичный город в Австралии — Канберра.
Пока самый экологичный город в Австралии — Канберра.
Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Чтобы уменьшить количество выбросов, автобусы решили сделать полностью электрическими. Вы спросите, где инновация и в чем отличие от наших электробусов? На самом деле, разница есть.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первое — компания-производитель. У электробуса — российская Drive Electro, у брисбенского метро — швейцарская Carrosserie HESS AG и японско-швейцарская Hitachi ABB Power Grids, которая не так давно ушла из России.

Метро позволит уменьшить углеродные выбросы примерно на 50 тысяч тонн за 20 лет.

Второе — скорость зарядки. Электробусы заряжаются от 6 до 15 минут, а экологический брисбенский транспорт — до 6. Работать он будет тихо, что снизит общий уровень шума, да и углеродный след с нулевыми выбросами не оставит. «Заправится» автобус на станциях в конце маршрута, а если вы думаете, что так аккумуляторы износятся быстро, то спешим успокоить: для долгой зарядки в непиковые периоды уже почти построили депо.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Схема «заправки», правда, уже не кажется для нас новинкой: она происходит с помощью пантографов. Они установлены на остановках и сами подключаются к точке на крыше автобуса.

Схожи транспортные родственники, пожалуй, внутренними удобствами: возможностью зарядить телефон и подключиться к Wi-Fi. А пандусы в метро Брисбена будут автоматическими. Вот уж что точно стоит взять на заметку российским проектировщикам. Кстати, для комфорта инвалидов в городе еще существует инклюзивный каршеринг и такси.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Денежный вопрос

Туннель на Аделаида-стрит начали рыть в этом году.
Туннель на Аделаида-стрит начали рыть в этом году.
Australian Tunnelling Society
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Многообещающая разработка требует невероятных денег для реализации. Правительство Австралии, штата Квинсленд и совет Брисбена вместе выделили на метро 1,2 миллиарда долларов. Чуть позже сумма выросла до 1,54 миллиарда, а уже в 2023 году понадобилось на 200 миллионов больше. С кем не бывает: задержали работы на год, а платить за рабочих, утилизацию отходов и проектирование нужно. Да и иногда расходы тяжело рассчитать точно.

И, хотя австралийские СМИ не пишут о жалобах жителей на высокую стоимость, да и на проект в целом, в тредах Reddit раскритиковали метро в пух и прах. Пользователь с ником Technical-Gold5772 отметил, что, если один автобус сломается на дороге, то это создаст пробку серьезнее той, с которой собрался бороться совет города.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вдобавок, больше сотни человек поддержали мнение, что трамваи лучше медленных и дорогих двойных автобусов. Да и рельсовый транспорт выглядит для некоторых юзеров предпочтительнее. «В метро есть (почти) все недостатки автобуса, и (почти) нет достоинств метро», — ответил Leek-Certain на комментарий в защиту проекта. Это помимо «идиотского» названия.

Все плохо?

Брисбен стал последним городом Австралии, где перестали ходить трамваи. Остались только автобусы.
Брисбен стал последним городом Австралии, где перестали ходить трамваи. Остались только автобусы.
Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Нельзя сказать, что передвижение по Брисбену — катастрофа. В городе есть школьные и обычные автобусы, такси для женщин и инвалидов, и даже маршрутки. Называются они, правда, Personalised Public Transport — персонализированный общественный транспорт — и могут перевозить до 10 человек. Зато тариф фиксированный: 1 доллар за любое расстояние.

Брисбен — еще и речной город, поэтому по нему можно передвигаться даже на пароме, хоть это и не так быстро. Зато красиво и стоит как обычный проезд, даже по транспортной карте можно оплатить, и это окажется в среднем на пару долларов дешевле.

Просто от проекта с громким названием «метро» ждали чего-то... более соответствующего. Судя по записям на Reddit, хотя бы рельсы. Но у совета свои планы, и забота об экологии стоит чуть выше заботы о жителях города. Тем не менее, тесты автобусов уже проводятся и, как гласит план, в конце 2024 года мы увидим запуск метро Брисбена.