Что такое метро Брисбена и почему там одни автобусы?
В 2016 году городской совет Брисбена решил, что будет бороться с несовершенствами автобусной сети города и разработает новый вид полностью электрического транспорта. В 2021 году началась реализация проекта под названием Brisbane metro, а в 2023 — прошли первые тесты.
Брисбен — третий по численности и площади город в Австралии: его население составляет 2,5 миллиона человек, а территория — 1342,7 км². У существующего там наземного транспорта есть главный минус — в час-пик он не справляется с потоком пассажиров. К Брисбену из российских городов по площади ближе Санкт-Петербург (1439 км²), но там есть метро, на котором передвигаться можно быстро и легко.
Так как замена одних автобусов другими может помочь?
Автобусы с графиком поездов
Так называемое метро может перевозить за один раз 150 человек. Московский электробус, к слову, вмещает 85. Ходить транспорт будет из пригорода Брисбена по системе turn-up-and-go. Еще десять лет назад она не была такой понятной, как сегодня. Но сейчас вы, скорее всего, с ней знакомы. Turn-up-and-go — это когда вы приходите на станцию, а на табло написано, что до следующего поезда (в нашем случае, автобуса) остается несколько минут. По такой системе работает МЦК (Московское центральное кольцо) и Московский метрополитен.
Но как справляться с час-пиком? Под главной улицей города, Аделаида-стрит, придумали проложить туннель, который разгрузит утреннюю и вечернюю пробку, а на мосту Виктория добавят еще одну полосу движения.
Почему не стали строить железнодорожные пути, а выбрали автобусы? Совет Брисбена ответил, что две трети жителей используют наземный транспорт, поэтому, судя по всему, удобнее будет и дальше развивать его. Так что пока поезда остаются только в Сиднее и Мельбурне.
Курс на экологию
Чтобы уменьшить количество выбросов, автобусы решили сделать полностью электрическими. Вы спросите, где инновация и в чем отличие от наших электробусов? На самом деле, разница есть.
Первое — компания-производитель. У электробуса — российская Drive Electro, у брисбенского метро — швейцарская Carrosserie HESS AG и японско-швейцарская Hitachi ABB Power Grids, которая не так давно ушла из России.
Второе — скорость зарядки. Электробусы заряжаются от 6 до 15 минут, а экологический брисбенский транспорт — до 6. Работать он будет тихо, что снизит общий уровень шума, да и углеродный след с нулевыми выбросами не оставит. «Заправится» автобус на станциях в конце маршрута, а если вы думаете, что так аккумуляторы износятся быстро, то спешим успокоить: для долгой зарядки в непиковые периоды уже почти построили депо.
Схема «заправки», правда, уже не кажется для нас новинкой: она происходит с помощью пантографов. Они установлены на остановках и сами подключаются к точке на крыше автобуса.
Схожи транспортные родственники, пожалуй, внутренними удобствами: возможностью зарядить телефон и подключиться к Wi-Fi. А пандусы в метро Брисбена будут автоматическими. Вот уж что точно стоит взять на заметку российским проектировщикам. Кстати, для комфорта инвалидов в городе еще существует инклюзивный каршеринг и такси.
Денежный вопрос
Многообещающая разработка требует невероятных денег для реализации. Правительство Австралии, штата Квинсленд и совет Брисбена вместе выделили на метро 1,2 миллиарда долларов. Чуть позже сумма выросла до 1,54 миллиарда, а уже в 2023 году понадобилось на 200 миллионов больше. С кем не бывает: задержали работы на год, а платить за рабочих, утилизацию отходов и проектирование нужно. Да и иногда расходы тяжело рассчитать точно.
И, хотя австралийские СМИ не пишут о жалобах жителей на высокую стоимость, да и на проект в целом, в тредах Reddit раскритиковали метро в пух и прах. Пользователь с ником Technical-Gold5772 отметил, что, если один автобус сломается на дороге, то это создаст пробку серьезнее той, с которой собрался бороться совет города.
Вдобавок, больше сотни человек поддержали мнение, что трамваи лучше медленных и дорогих двойных автобусов. Да и рельсовый транспорт выглядит для некоторых юзеров предпочтительнее. «В метро есть (почти) все недостатки автобуса, и (почти) нет достоинств метро», — ответил Leek-Certain на комментарий в защиту проекта. Это помимо «идиотского» названия.
Все плохо?
Нельзя сказать, что передвижение по Брисбену — катастрофа. В городе есть школьные и обычные автобусы, такси для женщин и инвалидов, и даже маршрутки. Называются они, правда, Personalised Public Transport — персонализированный общественный транспорт — и могут перевозить до 10 человек. Зато тариф фиксированный: 1 доллар за любое расстояние.
Брисбен — еще и речной город, поэтому по нему можно передвигаться даже на пароме, хоть это и не так быстро. Зато красиво и стоит как обычный проезд, даже по транспортной карте можно оплатить, и это окажется в среднем на пару долларов дешевле.
Просто от проекта с громким названием «метро» ждали чего-то... более соответствующего. Судя по записям на Reddit, хотя бы рельсы. Но у совета свои планы, и забота об экологии стоит чуть выше заботы о жителях города. Тем не менее, тесты автобусов уже проводятся и, как гласит план, в конце 2024 года мы увидим запуск метро Брисбена.