Армейский шик: чем советские военные автобусы были лучше гражданских

В пятидесятых годах в СССР выпускались два автобуса, очень схожих на вид, но для пассажиров имевшие пару важных отличий.
Армейский шик: чем советские военные автобусы были лучше гражданских
Lukdmi | Wikipedia, CC4.0
В конце 1950 года Горьковский автозавод начал выпуск нового капотного автобуса ГЗА-651.

Базировался он на удлиненном шасси грузовика ГАЗ-51. Кузов собирался на смешанном каркасе из дерева и стальных труб и обшивался стальными листами.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

4 года спустя Центральный авторемонтный завод №101 Минобороны СССР на его основе сделал автобус-близнец, получивший название АП-4 («автобус пассажирский» – загадочный подход военных к употреблению русского языка).

Внешне два автобуса отличались мало: лишь над лобовым стеклом военного отсутствовал аншлаг (подсвеченное окошко с номером и указанием конечных пунктов маршрута). Кроме того, у военного автобуса была чуть меньшая вместимость – 19 мест против 23.

АВТОБУС — ГЗА-651, не пассажирский, военный
Внешне два автобуса отличались мало: лишь над лобовым стеклом военного отсутствовал аншлаг.
В общественном достоянии
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Разница в комфорте

АП-4 оснащался отопителем салона от легковой «Победы» и принудительной вентиляцией салона. На гражданских ГАЗ-овских автобусах такая «роскошь» появилась только в 1970-м году. Для вентиляции в ГЗА-651 использовались опускаемые стекла окон. Представьте себе, каково было ехать в таком автобусе зимой: тепла нет, воздух не проветривается, окна немилосердно покрываются инеем.

Прошли годы, гражданская техника стала гораздо комфортнее, а военная так и осталась примерно на уровне пятидесятых годов. В какой момент военные потеряли вкус к комфорту?