Автобусы в Англии двухэтажные. А электрички?
Пассажиропоток сильно вырос по сравнению с довоенным, и дороги с ним катастрофически не справлялись. Рассматривали два решения этой проблемы, но у обоих были недостатки.
- Увеличить число вагонов в составах. Но тогда пришлось бы перестраивать все станции, удлиняя платформы, и такие поезда расходовали бы существенно больше электроэнергии.
- Перейти на двухэтажные вагоны. Однако такие вагоны не проходили по высоте под многими мостами и в тоннелях.
В общем, как ни крути, надо перестраивать. Однако знаменитый английский железнодорожный конструктор Оливер Буллейд взялся решить эту проблему иначе.
SR Class 4DD
В 1949 году по его проекту компания English Electric построила 2 экспериментальных электропоезда SR Class 4DD (аббревиатура Southern Railway 4 Double-Decker coach означает «двухпалубный 4-вагонный поезд для Южных железных дорог» – во какое название!).
Вагоны 4DD были не одно- и не двухэтажными, а с чередующейся высотой: четные купе располагались ниже, нечетные сверху. Вход, по британской традиции, у каждого купе был отдельным.
Вместимость поезда, действительно, существенно выросла: 550 мест против 400 у одноэтажных аналогов.
Однако когда их пустили работать на линию, вскрылась масса недостатков, на которые жаловались и пассажиры, и обслуживающий персонал. Верхние купе оказались слишком низкими и тесными. Самым вопиющим было отсутствие форточек в верхних купе из-за того, что гнутые стекла заходили на углы крыши. Вентиляцию сделали принудительной, но ее не хватало. Учтите, что в то время на британских поездах все еще разрешалось курение.
Для железных дорог важнее было то, что задачу свою они не решили: да, двухэтажный поезд брал на борт больше пассажиров, но погрузка и выгрузка на станциях стали дольше. Железнодорожники махнули рукой и уже в 1950 году начали перестраивать платформы, чтобы они могли принимать 10-вагонные составы.