С какими правами можно было водить инвалидку в СССР: этот вопрос чуть не поставил нас в тупик
Напомню, что в СССР специально для инвалидов, которые не могли управлять обычным автомобилем, Серпуховским автозаводом делался специальный «мотопротез» СМЗ С-3Д. Двухместная малютка с одноцилиндровым двигателем от мотоцикла «Иж-Планета» весила всего 498 кг, а скорость даже под горку развивала не больше 70 км/ч.
Распределял эти машины Собес — не бесплатно, но по льготной цене 1100 рублей. Бесплатно их получали лишь отдельные категории инвалидов, например, ветераны ВОВ.
Права на «инвалидку»
Для многих инвалидов мотопротез, как официально именовали С-3Д, становился первой машиной в их жизни, и водительских прав они не имели. Более того, само право на него подразумевало, что учиться в автошколе на обычной легковушке человек не сможет. Как в СССР решался этот вопрос?
Вот тут в источниках есть разночтения. Автомобильный портал «Колёса.ру» в статье об истории СМЗ С-3Д упоминает, что для них существовал отдельный вид «корочек», посередине между мотоциклетной категорией А и автомобильной В.
«В СССР для вождения мотопротеза не существовало специального типа водительских прав, – возразил Чат-бот You.com, которому я задал соответствующий вопрос. – Мотопротезы, или протезы с моторами, не были распространены в СССР, и поэтому законодательство не предусматривало необходимость специальных прав для их управления».
Впрочем, мнение чат-бота нельзя принимать на веру, и я стал искать дальше.
Если формально идти от технических характеристик, то «инвалидка» укладывается в категорию В1, предусмотренную для квадрициклов и трициклов, пишет блог «Мехвод». Однако, опять же, смущает, что далеко не каждым квадрициклом будет управлять человек, потерявший часть конечностей.
Наконец, на странице Википедии, посвященной СМЗ С-3Д, есть уточнение, что речь идет об измененном удостоверении категории А (мотоциклы и мотороллеры) со специальной пометкой. В таких правах вычеркивали все типы транспортных средств и ставили пометку «мотоколяска». Обучение проводили сами органы соцобеспечения.
Впрочем, как отмечают «Колёса.ру», права эти были нужны всего один раз при подаче заявления на мотопротез. На дороге гаишники практически никогда не останавливали инвалидов.