Как сделать тягач для гаубицы за 3 месяца: история двухмоторного вездехода АТ-8

В начале войны Советская армия остро нуждалась в артиллерийских тягачах.
Как сделать тягач для гаубицы за 3 месяца: история двухмоторного вездехода АТ-8
В общественном достоянии
Не секрет, что большие потери пушек Советским Союзом в начале войны с Германией связаны именно с дефицитом тягачей.

Острее всего чувствовалась нехватка машин, способных буксировать 9-тонный груз. Поэтому в 1942 году конструкторы Завода имени Сталина (ЗиС) и Национального автотракторного института (НАТИ) получили задание разработать такой. Срок – 3 месяца.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Идет война, с начальством не поспоришь. Стали искать выход. Чтобы разрабатывать как можно меньше новых узлов, решили конструировать полугусеничный тягач, получивший название АТ-8, задействуя узлы от уже выпускаемой техники. Передний мост, кабину и многие другие агрегаты взяли от среднетоннажного грузовика ЗиС-5, а гусеничный движитель от легкого танка Т-70Б.

Два двигателя, одна педаль

Полугусеничный артиллерийский тягач АТ-8. фото
Полугусеничный артиллерийский тягач АТ-8.
В общественном достоянии
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Для тягача такой грузоподъемности нужен был мотор мощностью 150-160 л. с., каковых в СССР не делали. Был шестицилиндровый ЗиС-16, который удалось доработать и выжать из него около 90 л. с., но этого было явно недостаточно.

Видимо, именно инженеры НАТИ первыми вспомнили об экспериментальном трехосном грузовике 2М, на котором аналогичную проблему решили путем установки двух двигателей (Techinsider о нем рассказывал). Его изюминкой была трансмиссия, позволявшая управлять обоими двигателями одной педалью акселератора и одним сцеплением. И хотя в серию он не пошел, опыт его создания мог пригодиться сейчас.

Под капот АТ-8 поставили бок о бок два мотора ЗиС-16. Каждый через отдельную 4-скоростную коробку передач приводил в движение гусеницу со своей стороны.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Особенности управления

Чтобы такой тягач мог повернуть, нужно, чтобы гусеница, едущая по внешнему радиусу, чуть ускорялась, а та, что едет по внутреннему, замедлялась. Иначе вездеход будет очень трудно свернуть с прямого пути.

На АТ-8 для этого применили остроумный дифференциальный механизм. На руле стояло вакуумное устройство, управлявшее дроссельными заслонками. При повороте руля он чуть прикрывал дроссельную заслонку двигателя с той стороны, в которую был повернут руль, а обороты второго двигателя чуть увеличивал.

Испытания АТ-8 показали, что машина имеет неплохой потенциал, только нужно было увеличить прочность рамы и деталей трансмиссии. В серию его не пустили, поскольку к тому времени дефицит тягачей удалось худо-бедно решить при помощи поставок техники по ленд-лизу. Но опыт, опять же, не пропал – в СССР еще будут создавать двухмоторную технику.