«Маруся», великая и ужасная: 5 фактов о мифической машине НКВД
Так называли автомобили, на которых работники НКВД приезжали арестовывать людей, попавших под донос – как тогда говорили, «забирать». Чаще всего это был легковой автомобиль ГАЗ-М-1, выпускавшийся Горьковским автозаводом с 1936 по 1942 гг. Красили их преимущественно в черный, с тонкой красной полосой по кузову – этим и объясняется приставка «черный».
Надо сказать, не все, что говорят и пишут про эти машины, является правдой. Со времен НКВД их история постепенно обросла мифами.
«Маруся», она же «Эмка»
Во-первых, «черный воронок» – это лишь народное прозвище. Как к нему относились НКВД-шники? Вряд ли положительно. Сами они называли свои машины «Марусями», производя это слово от буквы «М» в названии.
Вообще в названиях и прозвищах ГАЗ-М-1 можно запутаться. Официально, по замыслу создателей машины, литера «М» означает «Молотовец». Но так ее вообще никто никогда не называл. В народе эта модель получила прозвище «Эмка» – короткое, ласковое и звучащее политически нейтрально.
Слово «воронок» старше СССР
Более того, это прозвище возникло до появления автомобилей в целом. Изначально так называли конные повозки для перевозки заключенных, используемые полицией еще в Российской империи.
«Черный воронок» и автозак – это одно и то же или нет?
И да, и нет. С одной стороны, «воронок» отчасти выполнял ту же роль, что и современные автомобили для перевозки заключенных, подозреваемых и обвиняемых (автозаки). Однако сейчас автозаки – это специализированные автомобили. А «Маруся» была обычной легковушкой, без какого-либо спецоборудования и защиты.
Мифический V8
Одна из легенд гласит, что у НКВД-шников были особые 8-цилиндровые «Эмки». В этом есть частичка правды: по заказу ведомства ГАЗ действительно выпустил спецсерию ГАЗ-М1 V8. Однако подоспела она лишь в 1940 г., когда пик репрессий был уже пройден, а эпитет давно сформировался, и большой роли не сыграла.
Сама машина не виновата, что оказалась замешана в эту трагическую страницу истории. Были и другие: например, «Эмка» стала главным штабным автомобилем Советской Армии в годы Великой Отечественной. Во времена, когда личных автомобилей в стране практически не было, тысячи такси М-1 восполняли их нехватку. Techinsider о них много рассказывает: кликайте тег «Автомобильная история» и приятного чтения.