Новинки Шанхайского автосалона: подражатели Porche, стильные электромобили и минивены «для богатых»
Китайские автомобили настолько разнообразны и интересны, что стенды традиционных европейских и американских брендов проходишь не задерживаясь: их новинки на фоне азиатских разработок кажутся унылыми. Порой даже радуешься, что они покинули наш рынок. Впрочем, многие западные бренды можно считать западными лишь условно. Например, самая распространенная марка автомобилей в Шанхае – Buick. Однако это не те автомобили, которые продаются в США: от Америки здесь осталась только эмблема. Модели разрабатываются и производятся совместным предприятием SAIC-GM, контрольный пакет в котором принадлежит китайской компании.
Но самый любимый западный бренд в КНР – Porsche. Китай – главный рынок марки. Во время проведения выставки в центре Шанхая я насчитал пять небоскребов, пылающих логотипом компании от земли до неба. Влияние бренда, особенно модели Panamera, на местный автомобильный дизайн огромное – от практически точных копий до общей идеи аэродинамически чистых плавных форм без аляповатых украшений. Есть и еще одна, неочевидная причина такого дизайна: срок службы электрокаров значительно больше, чем у бензиновых, и внешний вид должен быть «долгоиграющим». А в этой области Porsche впереди планеты всей. Пока.
Автомобили для девочек
Яркая иллюстрация этой концепции – бренд Ora компании Great Wall. Дизайн ретрохетчбэка Punk Cat отсылает к легендарному «жуку» Beetle, а Lightning Cat напоминает Porsche Panamera. Впрочем, похожи они только внешне: и «начинка», и салон полностью оригинальные, причем со знаком «плюс». Интересно, что бренд целится в женскую аудиторию: на это недвусмысленно намекает провокационный логотип. В Punk Cat есть специальное зеркало со светодиодной подсветкой, встроенная косметичка, селфи-камера и некий режим циклов менструации, разобраться с которым я не смог.
Стенд Ora Шанхайского салона был оформлен в свадебной стилистике: стендистки выглядели как невесты, приглашенные парикмахеры и визажисты бесплатно делали посетительницам укладку и макияж, а автомобили, украшенные цветами, навевали воспоминания о поездке на церемонию бракосочетания.
Выглядит Lightning Cat так, будто ее рисовал сам Фердинанд Порше: в облике проскальзывают ретронотки. Салон шикарный и оригинальный, интереснее салонов европейских новинок. Я прокатился на топовой версии 408-сильной полноприводной «кошки». До 100 км/ч она разгоняется за 4,3 с. Ровно за это же время до сотни разгоняется и полноприводная Panamera 4S с 440 л. с. под капотом. Только разница в цене ровно в четыре раза.
Ретрокары
Eсли в Lightning Cat есть только намек на ретро, то Punk Cat – полноценный ретроавтомобиль XXI века. Вдохновляться классическим «жуком» – признак хорошего вкуса. Причем, с моей точки зрения, китайское прочтение классики оказалось гораздо удачнее, чем у Volkswagen с его New Beetle. Салон – прекрасное соединение старины и современности с отличными материалами. Автомобиль электрический, электромотор установлен спереди. В зависимости от емкости батарей дальность хода варьируется от 400 до 500 км.
Интересно, что на той же базе построен и другой стильный ретроавтомобиль – Wey Dream, выпускаемый брендом Great Wall. На выставке эту модель не показывали, но я видел ее в штаб-квартире компании. Wey Dream похож на дорогие американские машины 1940-х годов, которыми вдохновлялись и создатели нашей «Победы». Только в отличие от «Победы» он сделан очень качественно, даже роскошно. Я бы хотел ездить на нем по Москве. Под капотом 156-сильный турбомотор, который крутит генератор, а колеса вращают электромоторы. Вообще, в Китае огромное количество схем подзаряжаемых гибридов.
Откуда эта мода на ретро в Китае? Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно посмотреть на предпоследний официальный автомобиль Си Цзиньпина – Hongqi L9. Или даже на флагман бренда для высших чиновников компартии Китая – Hongqi L5 второго поколения, который можно было увидеть на выставке в Шанхае. Этакая причудливая смесь Rolls-Royce и «Волги» ГАЗ-21 с птичкой с рубиновыми крыльями на капоте вместо классической «серебряной леди». Звучит дико, но мне машина очень понравилась.
Самый важный пассажир
Еще одна интересная особенность азиатских авто – как правило, там нет проблем с местом для ног у пассажиров, сидящих сзади. Говорят, все дело в менталитете китайцев: тот, кто хоть немного поднялся по служебной лестнице, должен ездить с водителем. Поэтому комфорт заднего (особенно правого) пассажира очень важен. Причем независимо от класса машины: с водителем могут кататься и на малолитражке. А уж в представительских автомобилях кнопка «босс», которая сдвигает переднее кресло вперед, почти стандартная функция.
Наверное, самая яркая иллюстрация этой тенденции – HiPhi Y, выпускаемый компанией Human Horizons. Компании, кстати, всего пять лет, и она работает в сегменте люксовых и высокотехнологичных электромобилей. Первый кроссовер HiPhi X, появившийся два года назад, мгновенно стал в Китае бестселлером в нише дорогих машин (цена порядка 100 тыс. долл.).
Через год после HiPhi Y появился футуристический седан HiPhi Z примерно в том же ценовом диапазоне. Автомобиль выглядит как реквизит к фантастическим боевикам – я сначала решил, что это просто концепт-кар. Но нет, он продается с прошлого лета. Матричные задние габаритные огни (или экраны?) могут рисовать разные эмодзи, а передние матричные фары способны создавать картинки прямо на асфальте. Пропорции совпадают все с тем же Porsche Panamera, но дизайн полностью аутентичен, наполнен ломаными линиями и гранями и отсылает киберпанку. Задние двери открываются против хода автомобиля – еще один тренд в дорогих моделях Шанхайского автосалона. Как и положено в киберпанке, машина просто нашпигована электроникой: 13 камер, 12 ультразвуковых датчиков, 5 радаров и фронтальный лидар! При этом установлен автопилот третьего уровня: китайцы не особо верят в полную автономность.
Но вернемся к новинке салона – HiPhi Y. К самому доступному электрокару Human Horizons (чуть дороже 50 тыс. долл.) было не протолкнуться: вокруг модели толпились многочисленные китайские блогеры-стримеры и потенциальные покупатели. Главная «фишка» – двери в стиле «крыло чайки» для задних пассажиров. Сделаны они из двух частей, причем их легко запрограммировать на разные варианты раскрытия. Самый простой – когда дверь отворяется обычным способом, но против хода авто. Или одновременно открывается задняя дверь и поднимается крыша – тогда выйти из машины можно не нагибаясь (для передних сидений такой опции нет: важные пассажиры ездят сзади). Представлены две версии – с запасом хода в 560 и 810 км. Топовая модель с двумя электромоторами разгоняется до 100 км/ч за 4,7 с. Дизайн – глаз не оторвать; остряки шутят, что его рисовала нейросеть. И если два первых автомобиля от Human Horizons уже встречаются на московских дорогах, то HiPhi Y стоит ждать ближе к осени.
Люксовые минивэны
Причем семейных минивэнов я не заметил: в Китае нет больших семей – вероятно, поэтому такой сегмент автомобилей отсутствует. Зато минивэны высшего класса с невиданным комфортом для задних пассажиров, судя по всему, хит. На стендах Buick, Maxus, Zeekr, Voyah, Bestune и Hongqi стоят модели – практически братья Toyota Alphard, только с роскошным салоном. Даже если автомобиль полностью электрический, как, например, Roewe iMAX8 EV, у него все равно присутствует большая декоративная заглушка на месте решетки радиатора, подчеркивающая сходство с Alphard.
Но есть и чисто китайский взгляд на этот класс автомобилей. На стенде GAC можно было увидеть концепт Space, дизайнеры которого вдохновлялись древней архитектурой и традиционной пейзажной живописью шань-шуй с изображением гор и воды. Огромная решетка радиатора напоминает водопад, похожее решение имеет и задняя дверь, а светотехника встроена в узкую полоску. GAC Space – водородный последовательно-параллельный гибрид. Он заряжается от сети и по городу может передвигаться на аккумуляторах. Трансмиссия аналогична тойотовской гибридной THS-II – думаю, лучшей в мире. Поэтому на дальних расстояниях в дело вступает 1,5-литровый водородный поршневой двигатель.
Доступ к передним сиденьям традиционный, а вот посадка в огромный салон-гостиную обеспечивается гигантской дверью в стиле «крыла чайки». Внутри – роскошный диван, два кресла и складной столик для чайных церемоний; из багажника на стоянке выдвигается не менее футуристичный белоснежный диван для пикника. Несмотря на то что прототип на ходу, в серию его точно не запустят, но некоторые стилистические решения в будущем могут появится в минивэнах GAC.
Совсем другой подход продемонстрировала молодая компания Zeekr, известная в России своей поршеподобной моделью Zeekr 001. Концепт Zeekr M-Vision рассчитан совсем на другой рынок – беспилотных такси. Это совместное детище Zeekr и Waymo, подразделения беспилотных автомобилей Google. В основе модели – универсальная платформа SEA-M. Она отличается плоским полом и полностью электрической архитектурой, благодаря чему на ее основе можно строить разнообразные транспортные средства, ориентированные на беспилотное вождение. В самом Китае к такой технологии относятся скептически, поэтому проект, судя по всему, нацелен на североамериканский рынок. Компания планирует начать серийный выпуск Zeekr M-Vision уже в следующем году.
Наследники Фердинанда
На стенде того же Zeekr стоял их первенец, огненно-рыжий Zeekr 001, в самой топовой заднеприводной комплектации с паспортной дальностью хода в 1032 км. Такой великолепный результат обеспечивается литий-ионной батареей нового поколения CATL CTP 3.0 Qilin с жидкостным охлаждением. Кстати, на предыдущей «единичке» уже полгода ездит мой друг и не может нарадоваться.
В том же цвете на стенде GAC стоял Aion Hyper GT, дизайнеры которого вдохновлялись не только Porsche, но и Tesla и даже Lamborghini: гильотинные передние двери точно от него. Кроме экзотических дверей Aion Hyper GT может похвастаться рекордно низким коэффициентом аэродинамического сопротивления – 0,19, который сравнивают с коэффициентом Tesla Model S – 0,2.
Еще один молодой китайский бренд премиальных электрокаров Yuanhang показал сразу четыре клона Porsche. Модели Y6 и Y7 отсылают, понятно, к Panamera, а вот H8 и H9 – к Cayenne. Причем Yuanhang Y7 представлена в той же самой оранжевой раскраске и даже с гильотинными дверями. Все четыре машины построены на одной модульной платформе, к разработке которой приложили руку Bosch и Huawei. Кстати, у последней был даже собственный стенд с автомобилями компаний-партнеров.
Все вышеописанные автоматики объединяет одно: они электрические. Поэтому о технических характеристиках писать бессмысленно, разве что отметить емкость батарей и дальность хода без подзарядки. Едут все модели замечательно и ускоряются превосходно. Компания разрабатывает общую модульную платформу и на ней строит разные кузовы – это быстро и недорого. Можно сказать, что автопром в своем развитии сделал полный круг и теперь возвращается в золотой век – начало XX столетия, когда небольшое количество компаний производили рамы с двигателями, трансмиссиями и подвесками, а многочисленные кузовные фирмы создавали на их основе невероятно красивые машины.
Наши китайцы
Tank показал модель Tank 400, которая продолжила брутальную традицию, заданную Tank 300. Та же рама, тот же полный привод, те же настоящие внедорожные блокировки дифференциалов и понижающая передача. Выставочный экземпляр можно назвать легким гибридом: на встроенной батарее он способен пройти около 110 км, чего вполне хватает для ежедневных поездок по городу. Это тоже тренд Шанхайского автосалона. Жаль, что до России модель, скорее всего, дойдет только в бензиновой версии. Был на стенде и уже продающийся у нас Tank 500, но тоже в гибридном варианте Hi4-T.
Haval, известный у нас по хиту Haval Jolion, показал сделанные на его модульной платформе L.E.M.O.N. два совершенно не похожих на него и друг на друга гибридных кроссовера Ruge и Ruge Max. Младший по размерам близок к легендарной RAV4, а вот старший уже компактным не назовешь. Оба выпускаются в виде переднеприводных подзаряжаемых гибридов с фирменной системой L.E.M.O.N. DHT. Под капотом здесь 1,5-литровый атмосферный бензиновый двигатель, в основном работающий в режиме генератора для подзарядки тяговой батареи, но умеющий вращать передние колеса через двухступенчатую трансмиссию.
На полностью заряженной батарее эта парочка проходит стандартные 100 км, а вот в гибридном экономичном режиме на полном баке Ruge проезжает 1000 км, а Ruge Max – 1231. Последняя цифра была показана на полигоне Great Wall, где автомобиль за сутки нарезал 328 кругов. Существует и продвинутая версия Ruge Max с турбированным 1,5-литровым двигателем (плюс 40 л. с.) и дополнительным электромотором на задней оси, который реализует полный привод, – это флагман Haval.
Одним из главных шоу-стопперов выставки стал трехосный Great Wall Poer CyberP!ckup, созданный на базе самого крутого китайского пикапа Shanhai Poer. Пикапы Poer в России продаются, но особой популярностью не пользуются. Зато в Азии и Австралии это легенда. У наших дилеров пока представлена старая модель, а вот в Китае новейший Shanhai Poer ездит уже год. Он схож с Tank 500: в основе обоих авто одинаковая рамная платформа нового поколения
с передней независимой подвеской и неразрезным задним мостом. Салоны также идентичны, хотя в пикапе материалы попроще.
Но особенно интересным оказался шестиколесный Poer CyberP!ckup. Чтобы вписаться в нормы категории N1 (масса не более 3,5 т, длина 6 м), инженерам пришлось постараться. Часть элементов сделали из углепластика, почти убрали задний свес. В отличие от Tank 500 в CyberP!ckup не две, а четыре блокировки – три в межколесных дифференциалах, еще одна между второй и третьей осями. Пикап собираются выпускать ограниченной партией для спецзадач.