«Береза едет»: чем интересен первый советский микроавтобус ГАЗ-0330

Предок современных «ГАЗелей» имел массу недостатков, но одного у него не отнять: выглядел он благородно.
«Береза едет»: чем интересен первый советский микроавтобус ГАЗ-0330
В общественном достоянии
Наладив производство легковушек ГАЗ-А и грузовиков ГАЗ-АА, Горьковский автозавод следом поставил на конвейер автобус.

В отличие от первых двух, ГАЗ-0330 не был прямой копией американского автомобиля, хотя создавался по образу и подобию школьных автобусов, которые делал Ford. Как позже выяснилось, выбор прототипа оказался не самым удачным. Несмотря на это, он стал первым по-настоящему массовым автобусом нашей страны, всего было выпущено больше 18 тысяч единиц.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Береза и лак

Кузов автобуса был сделан из твердых сортов дерева, обшитых стальными листами. В салоне – 17 пассажирских мест, вполне комфортабельных, с мягкими сидушками и спинками. Освещался салон 5 светильниками, а над лобовым стеклом красовался большой маршрутный фонарь. К лобовому стеклу – кстати, триплексного типа – полагался пневматический стеклоочиститель (для сравнения, на легковой ГАЗ-М1 стеклоочиститель надо было двигать рукой). Кроме основной и водительской двери, в задней части была запасная на случай аварии – уже тогда о безопасности задумывались.

ГАЗ-0330 в коллекции Музея автомобильной техники УГМК фото
ГАЗ-0330 в коллекции Музея автомобильной техники УГМК
Vyacheslav Bukharov | Wikipedia, CC4.0
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Красили автобусы красиво: желтый верх, вишневый или синий низ. Рамы окон не красили, а лакировали.

Путешествие со сверчками

Хотя конструкторы автобуса старались на совесть, у них не было опыта, чтобы понять, почему не стоило брать за образец деревянный школьный автобус, предназначенный для сельской местности. Для городского автобуса салон оказался низковат, кузов скрипел на ухабах, а его пропорции не позволяли разместить больше мест. Жаловались также на плохое освещение и вентиляцию.

Вдобавок оказалось, что автобус сильно приседает на заднюю ось. Из-за этого рама быстро расшатывалась. Передняя ось тоже страдала, но от недогрузки: возникали вибрации, разбалтывавшие крепления. Лиха беда начало: полученный опыт помог избежать ошибок при создании преемника ГАЗ-651.