Может ли паровоз работать без топлива и пара: да, и даже лучше
Как и понятно из названия, у этого типа паровых локомотивов нет ни топки, ни тендера с топливом, ни кочегара – только котел, окруженный толстым слоем теплоизоляции, и простенькая паровая машина.
Работает он на забавном термодинамическом эффекте: чем ниже давление, тем ниже температура кипения воды. Перед поездкой котел такого паровоза заливают на две трети горячей водой, а затем нагнетают перегретый до 200°C пар в оставшуюся треть. Он нагревает воду и она закипает.
Теперь локомотив может отключиться от внешнего источника тепла и ехать. Постепенно он расходует пар и давление в котле падает, понижая точку кипения для воды. Она снова вскипает, выдавая новую порцию пара.
Для городов и нефтяных заводов
Обычные паровозы не зря называют огнедышащими: они извергают из трубы клубы дыма, искры и горящие угольки. Особенно это неприятно на городских маршрутах. По этой причине, кстати, паровые трамваи так и не прижились.
После этого бестопочные локомотивы быстро распространились по миру. Их применяли не только в городах, но и на мебельных и бумажных фабриках и нефтезаводах.
А в нашей стране?
Возможно, для наших железнодорожников оказались критичными их серьезные недостатки:
- низкий КПД,
- дальность ограничена 10 км.
Что касается городского транспорта, к этому времени в СССР уже вовсю работали трамваи и даже первая электричка, так что большой надобности в бестопочных паровозах у нас не испытывали.