Это самый красивый и передовой автобус СССР: почему от ЗиЛ-127 отказались
Согласитесь, его формы и серый «самолетный» цвет навевают ассоциации с авиацией. Это не случайность: во время разработки конструкторы ЗиЛ активно использовали наработки Тушинского машиностроительного завода. Возможно, это самый красивый из отечественных автобусов всех времен.
И внутри автобус был полон инноваций, удивительных для пятидесятых годов:
- легкие алюминиевые кузовные панели,
- экономичный дизельный двигатель,
- бесшумная подвеска с деревянными проставками между листами рессор и стабилизаторами поперечной устойчивости,
- гидравлические амортизаторы двустороннего действия,
- 8 подпольных багажных отсеков,
- анатомические кресла с регулируемым наклоном спинки,
- индивидуальные светильники.
3 несчастья чудо-автобуса
Жизнь ЗиЛ-127 на конвейере и в ПАПах оказалась очень короткой. В конце 1950-х на него одна за другой посыпались неудачи.
Сначала СССР присоединился к международной конвенции, которая ограничивала ширину автобусов 2,5 м. ЗиЛ-127 был на целых 18 см шире – это объясняет, в частности, почему у него был такой просторный салон.
Затем у Завода имени Лихачева забрали автобусную тематику.
Последним ударом стало мнение генсека Никиты Хрущева, который во время визита в США невзлюбил американские автобусы, а вслед за ними и автобусы ЗиЛ, копировавшие американский стиль. Однажды он заявил, что выпускать надо ЛАЗ, а не «этих американских уродов». В тот же год выпуск ЗиЛ-127 уменьшился в разы, а еще через год его тихо свернули.