Генералы железных дорог: 5 фактов про последние и самые крутые советские паровозы
Несколько экземпляров сохранились, были восстановлены и сейчас ходят на пассажирских ретро-маршрутах РЖД. Я говорю о П36 – локомотиве, ознаменовавшем конец паровозной эры в СССР.
С внешности и начнем
На железных дорогах П36 называли «Генералами» за характерную схему окраски: зеленый цвет с широкой полосой по борту, напоминающей генеральский лампас.
Несведущие в локомотивах по ошибке часто называют его «Победой», связывая с буквой П в названии серии. На самом деле «Победы» – это паровозы серии Л.
Двойной размер
П36 сменили на пассажирских маршрутах предыдущую модель Су. По сравнению с ними, новый паровоз был более чем в 2 раза мощнее и тяжелее, а также гораздо быстрее, его скорость достигала 125 км/ч.
«Невероятный» КПД
Что важнее, его паровая машина выдавала особо высокий КПД, достигавший... 9,22%. Если он чем и удивляет, то тем, насколько он невысок, не правда ли? И это объясняет, почему паровозы проиграли битву с тепловозами и электровозами, которые в разы лучше утилизируют энергию топлива.
Турбо-электро-паровоз?
П36 сам себя снабжал электроэнергией для освещения и других целей: на нем были установлены два турбогенератора.
Гигант с короткой жизнью
Производили паровоз-гигант всего 3 года. Уже в 1956 году на XX съезде КПСС было выпущено указание о «широком внедрении» тепловозов и электровозов. В день, когда Коломенский завод выпустил последнего «Генерала» – ставшего последним паровозом нашей страны, – и в тот же день сдал тепловоз ТЭЗ-1001. Эра паровозов закатилась.