Конец эры паровозов: как в СССР появились электрички
Нет, это не героиня старинных саг и не сказочная страна, а сокращение от «Ораниенбаумская электрическая линия» – так назывался проект по электрификации пригородных пассажирских перевозок, полным ходом готовившийся в Российской империи прямо перед Первой мировой войной. Для него даже успели построить участок электрифицированной линии под Петергофом, закуплено было и австрийское оборудование для производства моторвагонов.
Вы помните, что было далее: война, две революции, другая война, НЭП – а потом план ГОЭЛРО по масштабной электрификации экономики Советской России. В 1924 году Закавказская железная дорога первой из отечественных железных дорог попросила электрифицировать перегруженную ветку Баку-Сарунчи.
«Даешь электричку!»
Тогда вспомнили про Оранэлу. Пути на Ораниенбауме под Ленинградом разобрали и перевезли в Азербайджан, а на дореволюционном австрийском оборудовании Мытищинский и Брянский машиностроительные заводы изготовили 28 вагонов: 14 моторизованных, 13 прицепных и один багажный. Их собрали попарно в короткие поезда, очень похожие на трамваи и внешне, и по конструкции.
Первый отечественный электропоезд
Тремя годами позже в Мытищах и Брянске начали выпускать новые советские электропоезда серии С и массово переводить на электричество одну пригородную линию за другой.
Их появление стало настоящей сенсацией: электропоезда могли двигаться по маршруту в 2-2,5 раза быстрее поездов на паровой тяге, а энергии потребляли в разы меньше.
А термин «электричка» прижился и в 2026 году отпразднует 100 лет со дня рождения.