Как локомотив тянет столько вагонов: ключ к ответу ищите в сцепке
С одной стороны, это немало. С другой, 4-секционному локомотиву-тяжеловесу приходится в холмистой местности тащить за собой до 110 вагонов общим весом 7100 т – в 16-17 раз больше собственного веса!
Задача, которую ему приходится выполнять, достигает максимальной сложности, когда состав нужно стронуть с места: приходится преодолевать статическое трение в буксах вагонов, а оно может в 2 раза и больше превышать кинетическое трение.
Скорее всего, нет – ведущие колеса будут беспомощно проскальзывать.
Хитроумная сцепка
В незапамятные времена безымянный изобретатель нашел очень простое, но гениальное решение для железных дорог. Все дело в сцепном устройстве, которое может менять длину, растягиваясь или сжимаясь.
То есть, в каждую отдельную миллисекунду локомотиву надо стронуть с места не все вагоны разом, а поодиночке, один за другим.
Когда поезд трогается на станции, вы можете слышать, как по составу от головы в конец проходит ударная волна от головы к хвосту – каждый следующий вагон лязгает с небольшим запаздыванием. Потом все затихает, а затем проходит еще одна волна, и поезд потихоньку начинает двигаться. Вот что происходит в это время:
- В первый раз локомотив толкает первый вагон назад, тот толкает следующий и так далее – при этом сцепки всех вагонов укорачиваются.
- Потом он начинает тянуть вперед, постепенно растягивая состав.