Куда исчезли полугусеничные вездеходы: этот вопрос ставит в тупик даже для знатоков
Сделанный на базе «Роллс-Ройса» талантливым инженером из императорского гаража, он сначала служил Николаю II, потом Владимиру Ленину. В годы Великой Отечественной войны полугусеничные вездеходы создавались на базе грузовиков ГАЗ-АА и сыграли свою роль в победе Советской армии.
А после окончания войны они отошли в тень. В СССР продолжали делать гусеничные трактора и вездеходы, появились более совершенные колесные модели.
Технический переворот
Над полугусеничными вездеходами тоже продолжали вести работы в научно-исследовательских институтах. Более того, в НАМИ готовили новое поколение этих машин, в котором вместо плоских резиновых гусениц использовались пневматические – фактически, надувные кольца, растянутые на нескольких катках.
С каждым следующим конструкция пневмогусеницы совершенствовалась: удалось избавиться от рысканья, наблюдавшегося на больших скоростях, повысить ресурс гусениц, улучшить сцепление на снегу. На испытаниях они по всем параметрам били гусеничные вездеходы:
были экономичнее и быстроходнее,
пневмогусеница оказалась долговечнее металлической с траками,
ход вездехода мягче и комфортнее, а шума и лязга куда меньше.
А потом работы резко свернули: начальство решило, что этот проект не соответствует автомобильной направленности НАМИ, и распорядилось передать его в Отраслевую научно-исследовательскую лабораторию вездеходных машин (ОНИЛВМ) при Горьковском политехническом институте. Дальше его следы теряются, но на практике, как видим, полугусеничный движитель так и не дошел (или не доехал) до серийного производства.