Запах, вызывающий ностальгию у миллионов: чем на самом деле пахнут железные дороги

У тех, кто живет рядом с рельсовыми путями или много ездит на метро, он немедленно вызывает ассоциацию с поездами и путешествиями.
Запах, вызывающий ностальгию у миллионов: чем на самом деле пахнут железные дороги
Jerry Huddleston | Wikimedia, CC2.0
На железных дорогах и в метро стоит особый, легко узнаваемый запах.

Сразу оговоримся, что на самом деле здесь царит сложный микс ароматов – именно его мы и воспринимаем как «железнодорожный». Тон всему букету задает самый сильный и специфический компонент – креозот, маслянистая жидкость с резким запахом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Предпочитаете смотреть, а не читать? В конце статьи вы найдете 4-минутный видеоролик на ту же тему с Youtube-канала «Под стук».

Получают его из древесного или каменноугольного дегтя. Креозот имеет хорошие антисептические свойства и при этом довольно дешев, поэтому им пропитывают деревянные шпалы.

Учтите, что креозот и его пары токсичны и могут вызывать сильные ожоги кожи, роговицы глаза и дыхательных путей.
Шпалы пропитывают креозотом в специальных емкостях при высокой температуре.
Шпалы пропитывают креозотом в специальных емкостях при высокой температуре.
Джек Делано | Wikipedia, Public Domain
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Железные дороги меняются

В наши дни деревянные шпалы остались только на второстепенных путях, уступив место бетонным. А с этой переменой и характерный, вызывающий ностальгию запах стал уходить в прошлое. Новый дух станций и перегонов – это смесь запахов сгоревшего дизельного топлива, литола и особой смазки для рельсов.

И есть еще один аромат, тоже очень характерный – запах угольного дыма от пассажирских вагонов. Но и он, видимо, через несколько лет уйдет в историю вслед за запахом креозота, когда железные дороги заменят уголь на что-то более экологичное.

Нажми и смотри