Лимузин со сверчком: чем удивляет роскошный советский ЗиС
В отличие от более поздних лимузинов ЗиС/ЗиЛ и газовских «Чаек», его кузов имеет смешанную конструкцию – металлические панели на деревянном каркасе.
Такое решение было выбрано под влиянием автопрома Штатов, где деревянные кузова в тридцатых все еще оставались популярным решением. Не секрет, что для разработки экстерьера будущего ЗиС-101 советское правительство наняло американское ателье Budd, заплатив немалые деньги.
Лимузин со сверчком
То, что казалось преимуществом, обернулось проблемой при эксплуатации. На ухабах и в колеях нашей родины кузов быстро расшатывался и начинал скрипеть. Это даже стало одной из причин министерского разбирательства, в ходе которого директорская верхушка ЗиСа получила солидные нагоняи.
Существенную часть недостатов исправили – экстерьер осовременили, мощность двигателя подняли. Но выпуск цельнометаллического кузова так и не наладили.
Ирония в том, что 101-й и 101А вместе стали самой массовой машиной с кузовом лимузин за всю историю СССР, их было выпущено более 9000 единиц. ЗиСы не только возили членов правительства, но и служили в такси, скорой помощи и в качестве междугородных микроавтобусов. Из-за недолговечности деревянного кузова лишь немногие экземпляры остались целыми и сейчас 101-е стали коллекционной редкостью.