Что если бы на «Запорожцы» ставили движки BMW: неожиданный поворот в истории культовой малолитражки

Создатели ЗАЗ-965 рассматривали возможность поставить на нашу машину баварский мотор. Что интересно, с ним мощность «горбатого» стала бы... меньше.
Что если бы на «Запорожцы» ставили движки BMW: неожиданный поворот в истории культовой малолитражки
Колёса.ру
За время разработки «горбатого» «Запорожца» конструкторы перепробовали шесть разных вариантов двигателя.

Первым, временным стал мотоциклетный двухцилиндровый МД-65 мощностью 17,5 л. с. Он оказался откровенно слаб для четырехместной машины, пусть и малолитражки. А кроме того, под него пришлось создать диковинную и непрактичную трансмиссию с колесными редукторами.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На пробу закупили также несколько образцов иностранных двигателей:

  • рядный 4-цилиндровый от «Фиат 600» мощность 21,5 л. с. (вспомним, что ЗАЗ-965 в целом создан по образу и подобию итальянской малолитражки),

  • оппозитный 4-цилиндровый на 30 л. с. от «Фольксваген Жук»,

  • наконец, 2-цилиндровый оппозитный на 19,5 л. с. от немецкой микролитражки BMW 600.

Последний, по-видимому, вызвал у команды создателей «Запорожца» наибольший интерес, потому что на него подумывали приобрести лицензию.

Двигатель BMW 600
Двигатель BMW 600 выглядел примерно так же, как оппозитные двигатели мотоциклов, тех же BMW или «Урал».
Andy Dingley | Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Свой, оригинальный

В конце концов в СССР решили сделать свой двигатель – 4-цилиндровый V-образный, воздушного охлаждения, мощностью 23 л. с.

BMW 600 отличает необычный кузов с фронтальной дверью. фото
BMW 600 отличает необычный кузов с фронтальной дверью.
Alfvanbeem | Wikipedia, CC3.0

Стал бы «Запорожец» лучше, если бы на нем стоял баварский мотор? Сложно сказать, история не знает сослагательного наклонения. Но есть две вещи, которые заставляют задуматься:

  • Двигатель «Запорожца» хронически перегревался. У немецкого такой проблемы не наблюдалось.

  • Несмотря на меньшую мощность, BMW 600 развивал до 100 км/ч, а ЗАЗ только 90 км/ч.

А вот двигатель «Москвич-412» делали как раз на базе баварского, только другого. Что получилось, Techinsider уже рассказывал.