Знания, опыт, благонадежность: как в СССР отбирали водителей на международные рейсы

Даже на престижных оборонных заводах кандидатов не проверяли так строго, как дальнобойщиков, которым предстояло везти груз в западные страны.
Знания, опыт, благонадежность: как в СССР отбирали водителей на международные рейсы
Felix O | Wikipedia, CC2.0
Первый международный рейс «Совтрансавто» прошел в 1963 году.

Если вы застали времена СССР, то вполне можете угадать, что та фура отвезла в Варшаву: конечно, книги. Литературой и книгоиздательством Советский Союз был силен, издательская продукция составляла важную часть его экспорта. Впрочем, это была присказка, а сказка будет о тех, кому предстояло везти миру советскую культуру – в буквальном смысле.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как отбирали водителей

Советские граждане, выезжавшие за границу, становились как бы лицом социализма, его визитной карточкой. Поэтому к выбору водителей на грузовики, курсировавшие между Европой и Союзом, подходили крайне тщательно. Попасть на них было сложнее, чем на оборонные предприятия с высокими зарплатами.

  • Обязательный опыт работы на перевозках внутри страны был только началом пути.

  • Далее кандидат проходил повышение квалификации, изучал иностранные языки, получал углубленные знания по теории автомобиля.

  • Следовала проверка на благонадежность. Будущий дальнобойщик должен был иметь семью и одного ребенка, быть на хорошем счету, иметь членский билет КПСС.

  • После этого шла стажировка и рейсы на относительно безопасные (с точки зрения моральных соблазнов) страны соцлагеря.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Грузовик Mercedes-Benz в Совтрансавто в СССР
Начиная с 1970-х, Советский Союз массово закупал европейские грузовики, в первую очередь марок Mercedes-Benz и Volvo.
Kurt Lindemann | Wikipedia, CC3.0

После этого, наконец, человек мог совершить первую командировку в западную страну.

Захотелось узнать больше? Посмотрите 6-минутный видеоролик, посвященный истории советских автоперевозок.