Как машинисты узнают, что вагон сошел с рельсов: есть 5 неочевидных признаков
Если один из вагонов в хвосте поезда сойдет с рельсов, машинист не почувствует рывка и ничего не увидит. Однако у него есть с полдесятка способов узнать о случившемся.
Предпочитаете смотреть, а не читать? В конце статьи есть 5-минутный видеоролик, отвечающий на тот же вопрос.
Сразу оговоримся, что наше объяснение относится к поездам традиционной конструкции. На железных дорогах все шире применяется умная автоматика, а вагоны и локомотивы нашпигованы датчиками, которые позволяют любую неисправность определить дистанционно.
Похоже, что специальной сигнализации на случай схода вагона с рельсов до недавнего времени в кабинах локомотивов не было. Но если соединить показания нескольких приборов, можно догадаться, какое именно ЧП произошло.
Саморасцеп
В части случаев сошедший с рельсов вагон отцепляется от поезда. Это запускает целую цепочку событий:
Обрывается рукав тормозной магистрали – шланг, висящий рядом со сцепкой. Тормозная система поезда так устроена, чтобы при обрыве рукава на всех вагонах и на самом локомотиве срабатывают пневматические тормоза и поезд останавливается.
При срабатывании тормозной системы автоматически отключается тяга локомотива.
На пульте управления в кабине загорается контрольная лампа разрыва тормозной магистрали, а на манометре резко падает давление.
А если вагон не отцепился?
Бывает, что злополучный вагон продолжает тянуться за поездом, скача по шпалам. В этом случае машинисту подскажут другие признаки.
Во-первых, в кабине на него среагируют стрелки амперметров. Поскольку такой вагон создает большое сопротивление и тормозить состав, то нагрузка на электромоторы возрастет.
Во-вторых, в момент соскока вагон дернет сцепку и по составу побежит к локомотиву ударная волна – произойдет тот самый рывок.