Как мороз разрушает технику: это удивило испытателей советского грузовика
Написан он в далеком 1964 году, после 3 месяцев работы в Якутии и Магаданской области. ГАЗ-53 тогда был совсем свежей моделью, вставшей на конвейер всего 3 года назад. Поскольку стандартная версия была рассчитана только на эксплуатацию при морозах до -40ºС, для северных районов Горьковский автозавод смастерил спецверсию ГАЗ-53С («северный»), дооборудовав ее в меру своего понимания, и отправил на проверку в реальных условиях. В дни испытаний температура часто держалась на уровне ниже -50ºС, а в отдельные дни опускалась до -63ºС.
Дали дуба
Отчет испытателей содержал длинный список замечаний.
Шины на морозе дубели в буквальном смысле – приобретали твердость древесины дуба – и стремительно старели: уже через 1200 км появились крупные трещины, через 2 тыс. км прохудились растрескавшиеся камеры, а еще через 2 тыс. км начал отслаиваться протектор.
Другие резиновые части тоже сильно страдали от мороза – приводные ремни, тормозные шланги в кабине, разрушались даже резиновые коврики в кабине и брызговики.
В сильный мороз у всех машин отказали тормоза. Стандартную тормозную жидкость по совету местных специалистов заменили на спиртово-глицериновую смесь. Но она быстро испарялась, образуя паровые пробки, поэтому у машин стали отказывать тормоза при заезде в теплый гараж.
Аккумулятор, расположенный под сиденьем водителя, не прогревался и отказывался заряжаться.
Кабину дополнительно утеплили поролоном, но он на морозе затвердевал, из-за этого дверцы отказывались закрываться.
Конечно, на ГАЗе не стали посыпать головы пеплом, прочитав отчет, а сказали полярникам «спасибо», засучили рукава и начали работать над исправлением ошибок. В конечном итоге, к 1970-м годам северяне получили приличные грузовики в северном исполнении ГАЗ-52-94 и ГАЗ-53-90, в которых все недочеты были исправлены.
Уникальные кадры испытаний ГАЗ-53С можно увидеть на канале GAZ Auto в 80-секундном ролике.