Что такое танк-паровоз и как он работает: все намного интереснее, чем вы думаете
Давайте вспомним, что слово «танк» может еще означать любую большую емкость или бункер.
У обычного паровоза запасы угля и воды находятся в тендере – специальном вагончике, который паровоз тащит за собой. У танк-паровоза тендера нет, а топливо и воду он несет на себе в больших емкостях. В танках, иначе говоря.
Во всех странах мира их производили в большом числе. Только в России и СССР существовало несколько типов – паровозы экзотических серий Ь и Ъ (см. заглавное фото), Ф, «Рак» и другие.
Преимущества
Отсутствие тендера делает танк-паровоз очень маневренным. Обычный паровоз нужно разворачивать, чтобы отправить в обратный путь, потому что он не так хорошо тянет задним ходом, а тендер закрывает обзор машинисту.
Танк-паровоз может одинаково хорошо тянуть в обе стороны и обзор назад даже лучше, чем вперед. Кроме того, короткий танк-паровоз очень маневрен и вписывается в более крутые изгибы рельсов.
Недостатки
Как можно догадаться, танк-паровозы могут нести лишь небольшой запас топлива и воды – свободного места маловато, все занимает котел и топка. Поэтому их запас хода невелик.
Есть второй, менее очевидный минус. По мере того, как уголь и вода расходуются, паровоз становится легче, поэтому падает сила тяги и он уже не может сдвинуть с места тяжелый состав.
Поэтому локомотивы этого типа охотно применяли в городах и на больших станциях, но на дальних линиях и в перевозках грузов все-таки чаще использовались паровозы тендерного типа. Их мы все знаем, а танк-паровозы помнят только знатоки.