Элитный транспорт: все, что нужно знать о курьерских поездах

На железных дорогах так называли самые быстрые и роскошные поезда. Кто и куда ездил такими поездами и куда они исчезли – собрали самое интересное.
Элитный транспорт: все, что нужно знать о курьерских поездах
Музей железных дорог России
Слово «курьер» происходит от латинского currere – быстро двигаться.

Хотя в наши дни это слово ассоциируется с сотрудниками разных служб доставки, понятие «курьерский поезд» с почтой никак не связано. Напротив, так называли элиту железных дорог – поезда повышенной комфортности.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Появились они еще в 19 веке. Составлялись они практически из одних вагонов классов СВ и «люкс», а ходили почти без остановок по направлениям, популярным у богатой части русского общества – из Питера и Москвы в Берлин, Варшаву, Вену и Ниццу, на российские юга.

Существовали они не только в Российской империи, но и в Советском Союзе. Первым советским курьерским поездом стала легендарная «Красная стрела», курсировавшая между двумя столицами начиная с 1961 года. В те годы курьерские поезда возили скоростные паровозы серий Н, К и С.

Купе поезда «Красная стрела». фото
Купе поезда «Красная стрела».
Музей железных дорог России
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Поезд, которого нет

В 1961 году курьерским поездам дали четкое определение: отныне ими называли пассажирские поезда с маршрутной скоростью 100 км/ч и выше. Получился курьез: дело в том, что в те времена таких поездов в СССР не существовало по чисто техническим причинам.

По этой причине или по другой, но уже в 1965 году понятие курьерского поезда из классификации пассажирских поездов убрали, оставив лишь скорые и пассажирские. Чуть позже к ним добавилось понятие «скоростной поезд» – такой, маршрутная скорость которого превышает 91 км/ч.

Нажми и смотри