ЗиЛ и Dodge: что общего у советского и американского грузовиков
Сравнивая советскую машину с иностранными образцами того времени, можно заметить, что ЗиЛ-овские конструкторы больше находились под влиянием американских коллег, а не европейских. В Европе в те времена грузовая техника развивалась несколько в ином направлении.
Можно заметить как минимум 5 схожих черт:
стиль экстерьера,
пневматическая тормозная система,
капотная компоновка,
панорамное лобовое стекло,
двигатель V8.
Что заимствовали
3 из этих решений заимствованы, а еще 2 – нет. Давайте разберемся, что есть что:
Стиль – да. Характерные черты – округлые формы, выпуклый капот и широкие арки крыльев, штампованная из единого листа облицовка передка – это характерный американский стиль рубежа пятидесятых-шестидесятых.
Пневматические тормоза – нет. В те годы в СССР уже были грузовые автомобили с пневматикой, это общемировая тенденция.
Капотная компоновка – нет. Очень американское решение, которое на ЗиЛ-130 перекочевало под влиянием... советских военных. Первый прототип ЗиЛ-130 был бескапотным по новой европейской моде, но армейский заказчик его забраковал.
Панорамное стекло – да. Коллеги из «За рулем» считают, что это решение подсмотрено у грузовиков Dodge С-серии.
Двигатель V8 – да. Бензиновый мотор ЗиЛ-130 создан на базе двигателя лимузина ЗиЛ-111, а тот, в свою очередь, на основе движка Chrysler 1952 года.
На всякий случай уточним, что речь не идет о копировании. 130-й является полностью аутентичной моделью, это признанный автоисториками факт. Однако изучение техники других производителей и заимствование лучших решений – общемировая практика, и на ЗиЛе ею активно пользовались.