Легенда о чух-чухе: знатоки знают, почему паровозы пыхтят, а вы?

Возьмите любое видео про паровые локомотивы и вы сразу заметите, что дым из выхлопной трубы выходит не равномерно, а клубами в такт «чух-чуху» паровой машины. Почему так?
Легенда о чух-чухе: знатоки знают, почему паровозы пыхтят, а вы?
Trains
Дым из выхлопной трубы выходит не равномерно, а энергичными толчками в такт «чух-чуху» паровой машины.

Чтобы в этом убедиться, посмотрите короткий видеоролик.

Нажми и смотри

Вспомним кратко устройство паровоза.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • В топке сгорает топливо.

  • Горячий дым проходит через трубки внутри парового котла и кипятит воду.

  • Пар под большим давлением попадает в цилиндр паровой машины и толкает поршень.

  • Дым выходит через выхлопную трубу.

Из этого следует, что дым должен выходить из трубы равномерно. Откуда же берутся чух-чухи?

Дело в экологии

Паровозы заката эры пара дымят гораздо меньше и труба у них заметно короче. фото
Паровозы заката эры пара дымят гораздо меньше и труба у них заметно короче.
Tyler Silvest. CC2.0
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Да, не удивляйтесь. Конечно, в первой половине 20 века о защите воздуха думали мало, но проблема с паровозами была настолько серьезной, что даже конструкторы тех времен задумались о ее решении. По факту, проблем было целых три:

  • Из трубы выбрасывались огромные порции вредной для здоровья сажи и горячие искры, которые поджигали сухую траву вокруг дороги и даже устраивали пожары в городах.

  • Из-за низкого КПД паровой машины паровозы сжирали огромное количество ископаемого топлива.

  • Отработанный пар, выбрасываемый из цилиндров по бока паровоза, закрывал машинистам обзор и мог травмировать людей, мимо которых локомотив проезжал.

Вот конструкторы и догадались отправлять отработку в трубу. И убили сразу трех зайцев:

  • Пар тушил искры и осаждал сажу. Локомотивы конца паровой эры чадили заметно меньше.

  • Он улучшал тягу в трубе. Это сильно повышает КПД и позволяет укоротить трубу.

  • Он больше не закрывал обзор.

  • И не пугал дам на перроне внезапным плевком пара.

Удивлены? А здесь Techinsider рассказывал, зачем паровозам были нужны огромные конические трубы.