«Сундук с сокровищами»: сколько могут стоить драгметаллы из автомобильного катализатора
Это объясняет, почему так часто на дорогах попадаются объявления типа «куплю ваш старый катализатор» или «бесплатно заменю и заберу старый».
«Даже вышедший из строя катализатор имеет ценность из-за содержания таких драгоценных металлов, как платина, палладий и родий, – объясняет Михаил Мартынов, директор по развитию сети автосалонов "Кореана". – Например, типичный каталитический блок может содержать примерно от 3 до 7 граммов платины, от 1 до 3 граммов палладия и от 0,1 до 0,5 граммов родия».
Несколько шокирует, когда осознаешь, что такая красота упрятана под днище, поливается грязью и солью и покрывается сажей.
Зачем нужны драгметаллы в катализаторе
Внутри блок похож на кусок пемзы или пчелиные соты. Проходя через эту ячеистую структуру, выхлопные газы становятся менее вредными:
несгоревшее топливо распадается на углекислый газ и воду,
ядовитый угарный газ соединяется с кислородом, превращаясь в безвредный углекислый,
токсичные оксиды азота восстанавливаются, образуя азот и кислород,
к выхлопным газам добавляется отдушка с цветочным запахом (шутка).
Эти химические реакции происходят благодаря тончайшему слою драгоценного сплава толщиной всего в несколько атомов. Металлы сами не расходуются в реакциях, но стимулируют их начало, поэтому их и называют катализаторами. Прелестнее всего осознавать, что их содержание в катализаторе со временем не уменьшается.
Сколько стоят драгметаллы из одного блока
Чтобы вам не лезть в интернет, вот примерная цена на эти металлы на бирже:
Платина – около 2700 руб. за 1 грамм
Палладий – около 3700 руб.
Родий – около 69 000 руб.
Дороговизна родия вызвана его крайней редкостью. Чтобы было понятно, за год во всем мире добывается в 100 раз меньше этого металла, чем того же золота.
Делаем нехитрый подсчет – выходит, что даже из маленького катализатора можно получить металлов почти на 20 тысяч, а из катализатора для большого внедорожника – больше чем на 50 тысяч.