Зачем фермеры тюнингуют трактора? Подсказка: не для гонок
В мире автомобилей существует профессия чип-тюнеров – специалистов, умеющих путём вмешательства в работу электроники двигателя повысить его мощность. Оказывается, аналогичная профессия существует и в аграрной сфере. За скромную плату эти специалисты «прокачают» ваш John Deere или Ferguson.
Делается это не для гонок, а в очень утилитарных целях. Условно говоря, это способ из осла сделать этакого бизона на минималках. Повысить мощность на 25% в развитых странах стоит от €500. Это на порядок дешевле, чем если бы вы не прокачивали маленький трактор, а купили более крупный и мощный.
Фермер таким образом получает два бонуса:
трактор развивает ту же мощность при меньших оборотах, поэтому снижается расход топлива, либо
машина может работать быстрее и обработать больше полей.
Противостояние
Производители сельхозтехники нещадно борются с этой практикой. Если дилер или фермер будет уличён в ней, как минимум он лишится гарантии. Поэтому многие владельцы тракторов дожидаются, когда гарантия истечёт, а затем сразу же набирают номер чип-тюнера.
Существует и скрытый тюнинг, который можно делать незаметно от производителя. Компактное устройство-жучок встраивается в шину управления системой питания и модифицирует режим работы, повышая давление в системе впрыска топлива или увеличивая время открытия впускных клапанов. Прошивка блока управления двигателем при этом не меняется, а когда приходит время техобслуживания, «чёрный ящик» вынимают.
Риски
Производители не зря протестуют: конечно, повышенная нагрузка плохо отражается на ресурсе техники. Как выяснило издание Farmers Weekly, прирост в 25% чаще всего вреда не оказывает. Но отдельные горячие головы добавляют и 75% и в результате трактор за несколько месяцев превращается в груду металлолома. Хорошо бы «чёрные ящики» продавались в комплекте с таблетками от жадности.