Правда ли, что русская колея самая широкая в мире

На железных дорогах России расстояние между рельсами больше, чем в Европе, Америке и Китае.
Правда ли, что русская колея самая широкая в мире
Nickel nitride, Wikipedia. CC0
Ширина железнодорожной колеи в России составляет 1520 мм.

Этот стандарт используется в нескольких странах. В мире он известен как «русская колея», поскольку в России самая большая сеть железных дорог с таким расстоянием между рельсами. Кстати, она довольно популярноста в мире и уступает по протяжённости путей только европейской стандартной колее. Кроме нас, она используется во всех бывших республиках СССР, Финляндии, Афганистане и не только.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Русская колея на 85 мм шире европейской. Однако в мире есть железнодорожные сети и с более широкой колеёй.

  • Индийская колея, 1676 мм. Третья в мире по протяжённости, она охватывает Индию, Пакистан, Шри-Ланку, Аргентину и Чили.

  • Ирландская колея – 1600 мм. Несмотря на название, такие дороги есть также в Бразилии и Австралии.

Широкая колея — это хорошо или плохо?

Граница Швеции и Финляндии: русская и европейская колеи уложены рядом. фото
Граница Швеции и Финляндии: русская и европейская колеи уложены рядом.
Methem / Monoklon, Wikipedia. CC3.0
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однозначного ответа не существует, как часто бывает.

  • С одной стороны, на более широкой колее поезд более устойчив и может с большей скоростью проходить повороты. Поэтому, например, в Японии, где традиционно колея очень узкая – 1067 мм – для скоростных поездов «Синкансэн» построили отдельные пути стандарта 1435 мм, как в Европе.

  • С другой, чем шире колея, тем труднее поезду поворачивать. На более узкой колее можно закладывать меньшие радиусы поворотов, а это удешевляет строительство новых путей.

На самом деле, разница между тремя крупными колеями – русской, европейской и индийской – настолько невелика, что она практически не влияет на скорость или маневренность поездов.

Больше проблем вызывает сам факт, что они отличаются. Ведь на границе между зонами с разной шириной пути поезда приходится переставлять с одних колёсных пар на другие.