Как работает десмодромный механизм: залипательная штука борется... с залипанием
Речь идёт о необычной системе газораспределения, которая борется с хронической болезнью спортивных ДВС. Один из способов увеличения мощности двигателя — увеличение частоты вращения коленчатого вала. Вот почему болиды «Формулы-1» и спортивные мотоциклы издают такой высокий звук. Однако при этом возникает трудноразрешимая проблема: на высоких оборотах клапаны в цилиндрах начинают запаздывать.
Как работает клапан? Его открывает коромысло, которое в нужный момент толкает кулачок распредвала, а закрывают пружины. Вот пружины и становятся проблемой на высоких оборотах: они начинают запаздывать и входить в резонанс. А это тянет за собой другие проблемы:
клапана сталкиваются с цилиндром и разрушаются,
топливо взрывается в неоптимальный момент, поэтому падает КПД,
клапана перегреваются и залипают.
А если отказаться от пружин?
Тогда нужно придумать что-то, что вместо пружин будет возвращать клапан в закрытое положение. Например, второе коромысло.
Газораспределительный механизм с двумя коромыслами – прямым и возвратным – получил звучное название «десмодромный» (от греческих слов desmos и dromos – «управление» и «движение»).
Многие авто- и мотопроизводители бились над тем, чтобы создать работоспособную десмодромную систему управления клапанами. В пятидесятых годах, например, её пробовал применить в гоночных двигателях Mercedes-Benz, но позже отказался. В настоящее время есть всего один производитель двигателей, который её использует – итальянский Ducati.
Плюсы десмодромного механизма
Такой механизм позволяет более точно контролировать открытие и закрытие клапанов. За счёт этого повышается производительность двигателя на высоких оборотах, уменьшается износ деталей и увеличивается длительность службы двигателя, рассказали Techinsider в пресс-службе компании «Автодом», российского дилера марки.
А ещё эта особенность объясняет, почему двигатели Ducati издают характерный звук, отличающийся от звука моторов японских и немецких конкурентов.
Минусы тоже есть
Куда ж без них?
Очевидный недостаток такой системы газораспределения – большая сложность из-за увеличившегося количества деталей. Обслуживать и ремонтировать её труднее.
Два коромысла шумят больше, чем одно – второй.
Наконец, повышается трение по тем же причинам, которое должно увеличивать расход топлива. Впрочем, последний недостаток компенсируется за счёт более эффективной работы двигателя.
Посмотрите в анимации, как эта система работает.