Что если бы «Самару» сделали не в Тольятти, а в Ижевске: этот редкий Иж даёт ключ к ответу
Даже по меркам мирового автопрома конца 1960-х автомобиль был передовым благодаря трём инновациям:
передний привод,
кузов хэтчбек,
задняя независимая подвеска с поперечным торсионом.
Кстати, АЗЛК и ВАЗ представили первые прототипы своих переднеприводных моделей только на рубеже семидесятых-восьмидесятых годов, на 10 лет позже. Да что говорить: собственно, Волжского автозавода на тот момент ещё не существовало, а среднеразмерные легковушки в СССР делали только АЗЛК и Ижевский автозавод.
Под влиянием Renault
Нужно вспомнить, что Ижевский автозавод строился при поддержке французского автопроизводителя, поэтому конструкторы с большим интересом изучали не только производственные технологии французов, но и их модельный ряд. Завод был молодой, коллектив конструкторов тоже, поэтому новые идеи воспринимались легко.
Так что неудивительно, что ижевцы обскакали весь советский автопром.
Как ни жаль, денег на доработку «тринадцатого» руководство автопрома не выделило. Помаявшись несколько лет, в середине семидесятых Ижевский автозавод закрыл этот проект, как и перспективный внедорожник Иж-14, и переключился на более приземлённые проекты.