Почему у паровоза кабина сзади: ответ на вопрос, мучивший вас с детства

У тепловозов и электровозов кабина находится спереди, и это кажется естественным и удобным. Тем больше удивляет, что на паровых локомотивах всё наоборот.
Почему у паровоза кабина сзади: ответ на вопрос, мучивший вас с детства
Union Pacific
У большинства паровозов кабина машиниста находится в задней части.

Недостатки заднекабинной компоновки сразу бросаются в глаза.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Обзор вперёд отвратителен. В старых художественных фильмах со сценами на поездах нередко машинист свешивается из дверного проёма, чтобы увеличить угол обзора.

  • Дым из трубы сносит на кабину. Это и вредно, и дополнительно ухудшает обзор.

Тем не менее, в большинстве моделей паровозов машинист и кочегар находятся в задней части.

Паровоз фото
Начиная с первых...
Linda Hall Library
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Паровоз П36 фото
... и до последних, созданных в то время, когда на железных дорогих появились первые тепловозы и электровозы переднекабинной компоновки.
Neu-Zwei, Wikipedia. CC4.0

Всё дело в тендере

Любой паровоз тащит за собой тендер – вагон с водой и углём, поэтому кочегар вынужден находиться сзади. А чтобы машинисту и кочегару удобно было координировать действия и при необходимости помогать друг другу, первого тоже помещают в задней части локомотива.

Это главная причина, почему паровозы в основном делаются с кабиной сзади. У этой компоновки есть ещё два плюса:

  • Бригада паровоза лучше защищена от погоды, поскольку в эпоху паровозов кабины всё ещё зачастую были открытыми.

  • В случае столкновения поездов у членов бригады больше шансов выжить.

До появления железнодорожной автоматики подобные аварии происходили гораздо чаще, чем сейчас, и их тоже приходилось брать в расчёт.