Сколько в СССР стоили бэушные машины: такой арифметике вас точно не учили

Союзное государство держало авторынок в ежовых рукавицах и само решало, сколько отдаст покупатель и сколько получит продавец... по крайней мере, так всё выглядело глазами руководства страны.
Сколько в СССР стоили бэушные машины: такой арифметике вас точно не учили
Дром
Чтобы советский гражданин мог получить справку-счёт и стать новым владельцем подержанной машины, сделка должна была проходить через комиссионный магазин.

Такие магазины были в каждом крупном городе и работали по единым строгим правилам. Существовала единая государственная таблица базовых цен, по которой для покупателей и продавцов устанавливали разные цены. Разницу же государство оставляло себе.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Авторынок «Южный порт», самый известный в СССР. Фото
Авторынок «Южный порт», самый известный в СССР.
Архив "За рулём"

Издание «За рулём» приводит довольно типичный пример: начало восьмидесятых, продаётся старенький «Москвич-403», продавец просит 3000 рублей.

Вот как она проходила.

  • Сначала к сделке подключался оценщик из магазина, который, исходя из этой таблицы, назначал цену для покупателя 2600 рублей.
  • Затем определялась максимально допустимая цена для продавца на уровне 1500 рублей.
  • Разница, на жаргоне автомобилистов прозванная «дельтой", отходила государству.
  • Продавец ещё и платил комиссионный сбор 7% с полученных денег.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как автомобилисты обходили ограничения

Так же, как и в наши дни: в договор вписывали самую маленькую сумму, какую допускали правила, а разницу между формальной и реальной ценой покупатель без лишнего шума платил продавцу напрямую. Последнему это было выгодно ещё и потому, что он при этом платил наименьшую комиссию. А с оценщиков вопрос решался с помощью красной двадцатипятирублёвой купюры с профилем Ленина, незаметно переходившей в его карман из кармана продавца.