Ностальгия по фирменным поездам СССР: почему их так любили?

Я отлично помню, как мои родители старались взять билет именно на фирменный поезд, если была такая возможность.
Ностальгия по фирменным поездам СССР: почему их так любили?
Awadim, Wikipedia. GFLD1.2
Хотя первый фирменный поезд в СССР появился ещё в 1931 году, повальная мода на «экспрессы» началась в шестидесятых.

И в наши дни они сохраняют особый статус, к бригадам и состоянию вагонов РЖД предъявляет повышенные требования.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что касается советских времён, я отлично помню, как мои родители всегда старались взять билет именно на фирменный поезд, если была такая возможность. Несмотря на то, что на многих маршрутах ходили и фирменные, и обычные поезда, причём вторые были дешевле, а наша семья богатством не отличалась. Советским гражданам было за что их любить.

Скорость

По статистике, время экспресса в пути было на 17% меньше по двум причинам:

  • меньше остановок в пути,

  • приоритет при проезде перегонов.

Помню, как несколько раз приходилось ехать обычным поездом и наш поезд вынужден был стоять по 1-2 часа на какой-нибудь небольшой станции, ожидая проезда фирменного, который мы с досадой провожали глазами. Из-за этого правила обычные поезда нередко опаздывали на несколько часов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сервис

Ковровые дорожки, застеленные кровати, чистота и стильные занавески с фирменным принтом – вот лишь некоторые визуальные отличия фирменных поездов от обычных. А плюс к этому – вежливый и хорошо обученный персонал. Между бригадами этих поездов шло жёсткое соцсоревнование, а госкомиссия даже использовала метод «тайного покупателя», чтобы выставить объективную оценку качества.

Фишки отдельных маршрутов

У некоторых бригад были свои изобретения в области сервиса. Например, в поезде «Южный Урал» впервые додумались организовать продажу прессы и сувениров в вагонах. А в «Вятке» стелили льняное бельё и бесплатно выдавали пассажирам набор путешественника – зубную щётку, иголку с ниткой, щётку и крем для чистки обуви. Фирменный поезд «Кубань» первым получил импортные венгерские вагоны повышенной комфортабельности.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Вагон фирменного поезда РЖД, фото
По требованиям РЖД, срок службы вагонов фирменных поездов ограничен 12 годами.
РЖД

Ностальгия по удобству или молодости?

Объективно сейчас поезда стали лучше – спасибо техническому прогрессу. Даже обычные рейсы РЖД предлагают более высокий уровень сервиса и стабильность расписания, чем советские фирменные. Всё равно вторые у многих вызывают ностальгию. Почему? Наверное, за то, что они выделялись из серого советского бытия, внося в жизнь яркие впечатления.