Как «Чайка» стала «Чайкой»: история необычного названия, ставшего таким родным

Технику в СССР или не называли никак, или название отражало советскую идеологию. А «Чайка» — это как-то совсем не по-советски.
Как «Чайка» стала «Чайкой»: история необычного названия, ставшего таким родным
В общественном достоянии
Традиции давать новой технике имена в СССР не существовало.

Поэтому автомобили, корабли и самолёты или не называли никак, а если уж давалось имя, то что-нибудь идеологическое: вспомните «Победу», «Труженик», «Ракету» и «Метеор». В крайнем случае, слово указывало на место изготовления — «Москвич», «Запорожец», «Урал», «Волга».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В этом смысле «Чайка» выбивается из ряда. От названия веет, скорее, Островской лирикой, чем философией пролетариата. Совершенно не по-советски как-то.

Рассматривались два варианта

Новый лимузин мог стать «Стрелой». Или вообще не получить никакого названия, ведь более престижный ЗиЛ-111 так и остался безымянным. да и предшественник «Чайки» ГАЗ-12 ЗиМ тоже.

Но поскольку горьковские машины ГАЗ-20 и ГАЗ-21 всё-таки носили имена «Победа» и «Волга», то и для ГАЗ-13 стали подбирать подходящий вариант.

Рассматривали два: «Стрела» и «Чайка»

В интервью середины 1950-х главный инженер ГАЗ Георгий Таурит рассказывал, что на первом прототипе ГАЗ-12В с одного борта было написано одно название, с другого – второе.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Один из ранних эскизов ЗиМ-2 — будущей «Чайки», — тогда ещё без знакомой «птички» на решётке радиатора. Фото
Один из ранних эскизов ЗиМ-2 — будущей «Чайки», — тогда ещё без знакомой «птички» на решётке радиатора.
Лев Еремеев, Wikipedia. В общественном достоянии

Согласитесь, «Стрела» лучше ложилась в контекст пятидесятых – десятилетие, когда началось освоение космоса. Но выбрали всё же «Чайку». По легенде, один из конструкторов машины сказал: «Представьте себе Волгу. Кто над ней летит? Чайка. Так и у нас: "Волга", а над ней "Чайка"".

«Конструкторы изготовили опытный макет, на одной стороне которого выведено "Чайка", на другой "Стрела". Внешний вид её можно охарактеризовать одним словом – стремительность».
Георгий Таурит Главный инженер Горьковского автозавода в годы СССР

Крупная «галочка» на решётке радиатора, появившаяся уже на первых прототипах, намекает: самим заводчанам больше нравилось именно второе название. К счастью, в Кремле дали добро. Так родилась красивая советская машина с лирическим названием.