Какими могли стать МАЗы, если бы СССР остался: погружаемся в альтернативную историю
«Он поразил всех. Как своей конструкцией, так и смелостью затеи, — писал бельгийский корреспондент Филипп Ван Дорен. - Он интересен как своим полностью нетрадиционным замыслом, так и идеей, заключённой в названии автомобиля: ветер перемен подул и в области грузового автомобилестроения».
Фишка в том, что МАЗ-2000 «Перестройка» — так называлась белорусская машина — была модульным грузовиком.
Что такое модульный грузовик
Идея такого грузовика тревожит умы конструкторов как минимум с шестидесятых годов, но до появления МАЗ-2000 «Перестройка», как назвали белорусский проект, разрешить все технические проблемы удовлетворительным образом не удавалось. Кратко суть этого концепта в следующем.
Обычные грузовики, как мы знаем, бывают двух типов:
- тягач и полуприцеп, либо
- грузовик и прицеп.
Модульный грузовик устроен иначе. Вот как его описывал главный конструктор «Перестройки» Михаил Высоцкий: «Основа перспективного автомобиля — грузовая секция. Спереди к ней пристыковывается кабина, а снизу крепятся колесные тележки, передняя из которых — поворотная, с двигателем. Эти тележки можно менять, как под пассажирскими вагонами на пограничных станциях».
У модульных авто есть серьёзные преимущества. «К примеру, перед высокогорным участком трассы можно выкатить неведущую колёсную тележку и заменить её моторной, — писал Высоцкий. — Меняя число модулей, можно будет превращать машину в длинный автопоезд, увеличивать и уменьшать грузоподъемность или мощность».
Испытания МАЗ-2000 показали, что модульный автопоезд при тех же габаритах может взять больший объём груза, а топлива расходует меньше за счёт лучшей аэродинамики.
Если бы не развал СССР
Намерения у минчан были очень серьёзные. После автосалона, на котором «Перестройка» получила золотую медаль, начали готовить запуск производства. Но когда СССР распался, проект закрыли. Впрочем, может быть, в Минске ещё вернутся к ней, потому что интерес к модульным грузовикам в мире не падает.
Предпочитаете смотреть, а не читать? Этот 8-минутный видеоролик рассказывает историю уникальной минской машины.