Зачем делают зазоры между рельсами: задумка или халатность?

Большинство пассажиров стук колёс на стыках рельсов воспринимают как досадную помеху. Подозреваю, многим приходила в голову мысль «неужели нельзя тщательнее укладывать пути, чтобы промежутков не было». А вот оказывается, что нельзя.
Зачем делают зазоры между рельсами: задумка или халатность?
ThomasHSB, Wikipedia. CC3.0
Зазоры между рельсами делаются намеренно.

Их цель — компенсировать тепловое расширение стали, из которой рельсы сделаны. Температура железнодорожного пути сильно колеблется: под июльским солнцем рельсы могут нагреться до +50°С и даже выше, а в лютый мороз остыть до -50°С. Металл при этом заметно «дышит», то расширяясь, то сужаясь. Если не оставить запас на расширение, при нагреве накопится напряжение и случится опаснейшая ситуация — выброс пути.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Можно и без стука

Справедливости ради надо сказать, что железнодорожные инженеры нашли решение и сейчас на многих дорогах укладывают так называемые бесстыковые пути. Укладывать такой путь сложнее, а в шпалы и крепления закладывают солидный запас прочности. Это себя оправдывает:

  • путешествия становятся заметно комфортнее,
  • уменьшается износ и рельсов, и вагонных колёс,
  • уменьшается расход энергии.

Развитые страны практически полностью перешли на этот тип. В России их также становится всё больше: по имеющимся у Techinsider данным, около 40% путей нашей страны — бесстыковые.

В России около 50 тыс. км путей переведены на бесстыковые рельсы. Фото
В России около 50 тыс. км путей переведены на бесстыковые рельсы.
Александр Задонский, Википедия, CC4.0

Почему в метро колёса не стучат

На самом деле, стучат, но только на стрелках. Термозазоры между рельсами метрополитена не делают по одной простой причине: температура в тоннеле практически не меняется, поэтому и проблема с тепловым расширением не возникает.