Зачем делают зазоры между рельсами: задумка или халатность?
Их цель — компенсировать тепловое расширение стали, из которой рельсы сделаны. Температура железнодорожного пути сильно колеблется: под июльским солнцем рельсы могут нагреться до +50°С и даже выше, а в лютый мороз остыть до -50°С. Металл при этом заметно «дышит», то расширяясь, то сужаясь. Если не оставить запас на расширение, при нагреве накопится напряжение и случится опаснейшая ситуация — выброс пути.
Можно и без стука
Справедливости ради надо сказать, что железнодорожные инженеры нашли решение и сейчас на многих дорогах укладывают так называемые бесстыковые пути. Укладывать такой путь сложнее, а в шпалы и крепления закладывают солидный запас прочности. Это себя оправдывает:
- путешествия становятся заметно комфортнее,
- уменьшается износ и рельсов, и вагонных колёс,
- уменьшается расход энергии.
Развитые страны практически полностью перешли на этот тип. В России их также становится всё больше: по имеющимся у Techinsider данным, около 40% путей нашей страны — бесстыковые.
Почему в метро колёса не стучат
На самом деле, стучат, но только на стрелках. Термозазоры между рельсами метрополитена не делают по одной простой причине: температура в тоннеле практически не меняется, поэтому и проблема с тепловым расширением не возникает.