Что если бы «Ниву» сделали не на ВАЗе, а на АЗЛК: хотите окунуться в альтернативную историю?
На одном из совещаний, посвящённых автопрому, он потребовал: «Сделайте автомобиль для колхозника!»
Понятно, что речь шла о машине повышенной проходимости, практичной и недорогой. К тому моменту в СССР уже выпускались несколько внедорожников: ГАЗ-69, ГАЗ-М72 и «Москвич-410». Однако ни одна из них на роль «машины колхозника» не очень подходила:
- ГАЗ-69 в частные руки не продавался и не отличался высокой комфортабельностью.
- ГАЗ-М72, полноприводная версия «Победы», был дороговат и недостаточно практичен для обычного советского человека.
- «Москвич-410», созданный на базе Москвич-403, стоил дешевле, но недостаточно.
Москвич-415 vs ВАЗ-2121
В 1959 году производитель «Москвичей» завод МЗМА (будущий АЗЛК) предложил своё решение: недорогой и простой внедорожник «Москвич-415». По габаритам, геометрической проходимости и общему настроению он напоминал будущую «Ниву» — до создания которой оставалось почти 20 лет. Но и во многом отличался. Интересно сравнить его с ВАЗовской машиной:
- «Москвич-415» имел рамный кузов с зависимой подвеской на рессорах, а ВАЗ-2121 — несущий кузов с независимой передней подвеской.
- Существовали варианты с жёсткой крышей и мягким съёмным верхом.
- Колёсная база у обоих машин очень короткая, при этом у «Москвича» она на 20 см короче.
- 1,6-литровый двигатель «Нивы» развивал 80 л. с. Первые прототипы «Москвичей» оснащались движком от «Москвич-407» мощностью 45 л. с. Позднее МЗМА представил более мощный прототип своего внедорожника с двигателем Москвич-412 на 75 л. с., что уже близко к «Ниве».
Не пошло
Увы, ход проекту не дали. Историки считают, что причиной тому стал неплохой доход, который приносили легковые «Москвичи», тысячами отправляемые на экспорт. Переводить завод на производство машины для колхозов посчитали неоправданным, а расширять МЗМА не захотели.
Предпочитаете видео? Этот 10-минутный ролик посвящён истории создания внедорожника «Москвич-415».