По городам и весям: какой фирменный поезд считался лучшим в СССР

Железные дороги Советского Союза обычно оставляют не самые светлые воспоминания. Но есть одно исключение — легендарные фирменные поезда.
По городам и весям: какой фирменный поезд считался лучшим в СССР
ЕвРо, Wikipedia. CC3.0
Мода на фирменные поезда в СССР достигла расцвета в 1960-х.

Имея право приоритетного проезда, они доезжали до места заметно быстрее прочих рейсов - по одному источнику, на 17%. Качество сервиса в них также было, как правило, выше.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Проводники особого назначения

На пике количество фирменных достигло 69, а между поездными бригадами шло жесткое соревнование на звание лучшего. Дольше всех пальму первенства удерживал «Южный Урал», ходивший по маршруту Москва-Челябинск с 1972 по 1976 годы. Даже внешне этот поезд выделялся из общей массы, потому что для него вагоны красили в красный цвет со светло-желтой полосой над рядом окон, по которой шла надпись крупными буквами: «Южный Урал».

Бригада челябинского поезда оставила позади даже легендарную «Красную Стрелу». Вагоны сияли чистотой, а проводники назубок знали инструкции, отличались вежливостью и отлично справлялись с внештатными ситуациями.

Интересно, что именно коллектив «Южного Урала» придумал некоторые сервисы, которые сейчас использует РЖД, в том числе:

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • продажу печати и книг в вагонах,
  • передвижное справочное бюро, где можно было узнать больше о месте назначения.

А потом в лидеры выбилась «Вятка». Но это уже другая история.

вагоны «Южного Урала» окрашены в стандартную цветовую схему РЖД (на фото другой поезд)).
Сейчас вагоны «Южного Урала» окрашены в стандартную цветовую схему РЖД (на фото поезд другого маршрута).
Алексей Задонский, Wikipedia. CC3.0

Пионерская мечта

У меня «Южный Урал» занимает особое место в памяти. Летние каникулы мы с братом и сестрой проводили у бабушки, жившей на маленьком разъезде в Челябинской области. Каждый день мимо проходили десятки поездов, и среди них — он. Каждый день мы ждали его появления с нетерпением, потом бабушка говорила, что пришло время, и мы выбегали к насыпи. Он ни разу не опоздал — потрясающий факт для советской эпохи! Изумляясь его стремительности, мы прыгали от восторга.

Представьте себе мои чувства, когда один раз — всего один — нашей семье довелось путешествовать «Южным Уралом».

Это были два дня на верху блаженства. Много ли надо советскому мальчишке для счастья?