Многие водители этого не знают: рассказываем, как работает катализатор в автомобиле
Он встроен в выхлопную систему прямо перед глушителем. Катализаторы применяются в автомобилях с 1970-х годов — времени, когда в США ввели жесткие экологические нормы, нацеленные на решение проблемы смога в городах. И они действительно дали эффект: над городами в развитых странах больше не висят ядовитые облака и на улицы не проливаются кислотные дожди.
Как устроен катализатор
Внешне любой катализатор похож на глушитель — такой же округлый металлический корпус, в который с одной стороны входит, с другой выходит выхлопная труба. Внутри он покрыт тонким термоизоляционным слоем. Остальное пространство заполняют мелкие соты, на которые нанесен слой драгоценного металла — либо сплав платины и палладия, либо платины и родия.
В некоторых источниках можно встретить утверждение, что драгоценные металлы якобы вступают в химическую реакцию с выхлопными газами.
Конвертер потому и называется каталитическим, что в нем платина не расходуется, а лишь подталкивает другие молекулы к реакции — то есть, служит катализатором реакции.
Как работает катализатор
Чтобы было проще понять, давайте рассмотрим, что происходит с воздухом и топливом на разных стадиях:
- В цилиндры поступает топливо и воздух, в котором около 30% кислорода и 70% азота.
- Когда топливо сгорает, образуется углекислый газ и вода. Но это идеальная реакция, а в реальности в цилиндрах двигателя образуются и другие вещества, в том числе оксиды азота NOx и угарный газ — ядовитые и химически агрессивные вещества.
- Когда смесь этих газов проходит через соты конвертера, вещество-катализатор стимулирует новую химическую реакцию. В ее ходе оксиды азота снова распадаются на азот и кислород. А кислород, в свою очередь, присоединяется к угарному газу, превращая его в углекислый.