Куда исчез ГАЗ-А: загадка первенца советского автопрома
Горьковский автозавод начал его выпускать в 1932 году по образцу американской модели Ford Model A, а закончил уже в 1936 году. Оказалось, что выбор в пользу Model A был не очень удачным:
- Кузов фаэтон плохо подходил для сурового российского климата.
- У машины не было багажника, что было особенно неудобно для таксипарков — одного из главных клиентов ГАЗа.
- Чиновники же, получавшие ГАЗ-А в служебное пользование, жаловались на низкий комфорт.
1933 году Совнарком даже выпустил отдельное постановление о том, что все автомобили отныне должны делаться только с закрытыми кузовами. Поэтому ГАЗ быстро был переведён на выпуск «Эмки» — модели ГАЗ-М-1, у которой уже была жёсткая крыша и отапливаемый комфортабельный салон.
Как исчез ГАЗ-А
Но вот что удивительно. Обычно в нашей стране машины служат долго. «Эмки», «Победы», «Волги» и «Москвичи» продолжали в большом числе попадаться на дорогах и 25-30 лет после того, как заканчивалось производство этой модели. А ГАЗ-А уже через десять лет после окончания производства практически исчезли.
«Граждане, сдаём авторухлядь!»
Вскоре после окончания производства модели владельцев стали принуждать отказаться от своих машин и заменить их на новую ГАЗ-М-1. В Москве и Ленинграде даже ввели драконовские меры, вплоть до уголовных, за появление на улицах на морально устаревшей «ашке» (подробно об этом эпизоде мы рассказывали здесь). Старую машину нужно было сдать государству, но непременно в исправном состоянии и в полной комплектации.
Что со сданными машинами стало дальше, точно не известно, но можно предположить, что большинство из них стали штабными авто в Советской армии. Что было дальше, хорошо известно: Великая Отечественная война была беспощадна к технике. Поэтому уже в конце сороковых годов ГАЗ-А стали редкостью.