Зачем в советских совхозах на трактора ставили колёса наоборот: гениальный ход
Трактор – машина высокая и неустойчивая. У большинства моделей предельный крен составляет около 40°. При езде по полю трактористам и вовсе рекомендуют не допускать крен больше 10-15°, чтобы на неровностях почвы трактор не опрокинулся.
Между тем, в холмистой местности поля распахивают вдоль склона – по горизонтали, а не сверху вниз, чтобы не допустить образования оврагов. Понятно, что трактору приходится ехать с креном. Чтобы увеличить его устойчивость, задние колёса переставляют местами.
Чтобы понять, почему при этом колея становится шире, вспомним, что колёсный диск имеет выпуклую форму. Поверхность, которой он крепится к ступице (привалочная плоскость) не совпадает с диаметральной плоскостью шины, а находится чуть сбоку от неё — это называется вылет диска.
В нормальном положении выпуклая сторона колёсных дисков трактора обращена наружу, а если их переставить местами, не разворачивая, она будет обращена к самому трактору. Поэтому колея и расширяется.
Почему просто не сделать колею шире у всех тракторов?
У сверхширокой колеи тоже есть два серьёзных недостатка:
- увеличиваются габариты трактора,
- он становится менее устойчив на курсе и более рысклив.
Это не единственный способ сделать трактор устойчивее
У этого решения есть своё преимущество: ступичные подшипники работают в нормальном режиме, как бы широко не стояли колёса.
Вместо обычной жёсткой подвески равнинных тракторов он был оборудован осями-трапециями, благодаря которым мог работать на склонах, оставаясь в вертикальном положении.