В первые годы после окончания Второй мировой войны большинство стран Варшавского договора попробовали создать собственный легковой автопром.
Некоторым машинам было уготовано стать очень популярными во всём соцлагере и даже на Западе. В СССР они не продавались – руководство страны не хотело создавать конкуренцию с советскими автозаводами, – поэтому россиянам практически неизвестны.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Венгрия: Pente 500
Малютка с 0,5-литровым мотором мощностью 15 л. с. — первая и последняя попытка Венгрии делать свою малолитражку. После этого страна сосредоточилась на автобусах Ikarus и грузовиках Czepel.
TotalCar
ГДР: Trabant
Trabant 601 остаётся загадкой: как могут в одной модели сочетаться титул «худшей машины в мире», миллионы проданных экземпляров и армия поклонников-коллекционеров во многих странах?
Atlas Obscura
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Польша: FSO Syrena
В советской Польше производили оригинальные машины Syrena, сменившие несколько поколений.
Carvosh, Wikipedia. CC4.0
Румыния: Oltcit Club
Кроме марок Dacia и ARO, выпускавших только чужие модели по лицензии, у Румынии был свой оригинальный хэтчбек Oltcit Club, разработанный при помощи Citroen. Машина с 2-цилиндровым двигателем воздушного охлаждения выпускалась до 1995 года.
Public Domain
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Чехословакия: Aero Minor II
Чехословакия знаменита маркой Skoda, но первой послевоенной моделью этой страны стал Aero Minor II, основанный на одной из довоенных моделей DKW. Один экземпляр подарили Сталину на 70-летие. Что сказал генсек, получив подарок, мы не знаем.
Thomas Tutchek, Flickr. CC2.0
Югославия: Yugo. Просто Yugo
Разработанная на базе Fiat-127, югославская машина выпускалась с 1980 по 2008 годы — почти 30 лет. Сногсшибательный факт в том, что она нашла хороший сбыт в США, куда экспортировали более 140 тыс. штук.