Из истории советской спецтехники: куда пропали тракторы «Фордзон-Путиловец»
Зато появляются челябинские и сталинградские трактора – «Сталинцы» и СХТЗ, взявшие на себя всю колхозную работу в тридцатые годы, таскавшие пушки в Великую Отечественную войну и совершившие немало других свершений.
Неудачный выбор
Главной проблемой советского «Фордзона» стало то, что он был копией «Фордзона» американского. Налаживать тракторостроение Советскому Союзу помогала компания Ford, а для производства выбрали модель Fordson-F. Выпуск ее наладили в 1924 году на заводе «Красный Путиловец» под названием «Фордзон-Путиловец».
Лишь когда фордовские трактора начали поступать в колхозы, обнаружились их многочисленные недостатки:
Водитель очень травмоопасно сидел между стальными задними колесами. В мокрую погоду с них еще и летели ошметки грязи.
Трактор оказался очень неустойчивым, а случавшиеся опрокидывания приводили к трагическим последствиям.
Смазка саморазбрызгиванием, типичная для всей продукции «Форда», плохо подходила для трактора. В тяжелых условиях работы мотор легко перегревался и заклинивал.
Да и в целом трактор оказался не рассчитан на большие объемы работы, которыми его нагружали в советских колхозах, поскольку создавался он для небольших фермерских хозяйств.
Жизнь «красных Фордзонов» в колхозах оказалась короткой
В 1930 году начал работать Сталинградский тракторный завод, на котором наладили выпуск трактора СХТЗ 15/30, лицензионной копии американского же McCormick Deering 15-30. На вид похожий на «Фордзон», он сильно отличался от него технически, считаясь одним из лучших в мире, и в итоге стал самым популярным довоенным трактором в Советском Союзе. Выпуск «Путиловцев» свернули в 1932 году, а уже выпущенные трактора быстро выработали свой ресурс надежности и исчезли из колхозов.