Для чего предназначены дополнительные рельсы внутри главных: железнодорожная загадка
Они укладываются перед стрелками, на крутых поворотах и пересечениях железнодорожных путей с автомобильными. На неровностях и изгибах они подправляют движение колес поезда, не давая им соскочить с рельсов.
Кладут их и на мостах, но на большем расстоянии от основного рельса. Их функция в том, чтобы не допустить опрокидывания поезда с моста в случае, если он сойдет с рельсов.
Аварии на мостах — одни из самых тяжелых
Падения поездов с мостов в истории происходили несколько раз, и каждый раз это приводило к катастрофическим последствиям. Происходят они по следующему сценарию:
- от вибраций или по другой причине одна колесная пара сходит с рельсов,
- тележку разворачивает поперек и она начинает тянуть вагон вбок,
- свалившись с моста, один вагон может увлечь за собой весь поезд
Не только поезд, но и бетонные сооружения и все, что находится под ними, подвергается разрушению.
Как действует контррельс
Сорвавшиеся колеса попадают в щель между двумя рельсами и катятся по ней, не разворачиваясь. Это увеличивает шансы, что поезд удержится на мосту.
Другие применения контррельсов
Учитывая, как активно контррельсы используются на железной дороге, для этой цели в России выпускается даже отдельная марка рельсов по отдельному ГОСТу.
Особый путь Шинкансена
Японские скоростные поезда «Шинкансен» работают в условиях постоянной угрозы землетрясений. Поэтому для них инженеры разработали очень широкий рельсовый путь и особые контррельсы, которые выступают двумя гребнями над основным путем почти на 20 см.
Youtube-канал «Под стук» подготовил отличное видео о том, как работают контррельсы.