Как работает выхлопная система автомобиля: объяснение, которое поймет даже ребенок
Начинается она с системы трубок из огнеупорной стали, которые отходят от каждого цилиндра и собирают все выхлопы в одну трубу – все это вместе называется выпускным коллектором.
Шаг 1. Нейтрализация вредных веществ
Смесь, которая вырывается из цилиндров после сгорания топлива, имеет очень сложный состав. Кроме углекислого газа, в ней содержатся пары воды, кислород и азот, а также ряд токсичных веществ – сажа, угарный газ, оксиды азота и другие. Есть в ней и остатки несгоревшего топлива, которые догорают в коллекторе.
Далее по трубе газы направляются в каталитический нейтрализатор, или просто катализатор. В нем ядовитые газы прореагируют с кислородом и образуют нейтральные соединения, безвредные для легких человека.
У современных автомобилей в этот участок выпускной системы также встроены несколько датчиков, которые меряют температуру газов и содержание в них кислорода и оксидов азота. Информация, которую они передают компьютеру, управляющему работой двигателя, помогает отрегулировать состав топливной смеси и повысить эффективность двигателя.
Шаг 2. Подавление шума
Что дальше произойдет с газами, зависит от типа двигателя. В бензиновом двигателе за катализатором сразу идет глушитель. Но в дизеле перед ним еще установлен сажевый фильтр.
Глушитель, как вы наверняка знаете, уменьшает шум от двигателя. Газы выходят из цилиндров так же резко, как при выстреле, а глушитель сглаживает ударную волну и звук приглушается. Как глушитель устроен внутри, Techinsider подробно рассказывал здесь.
В некоторых автомобилях за глушителем еще стоит резонатор. Он выполняет ту же задачу, что и глушитель, дополнительно приглушая и облагораживая звук двигателя.