Не грузовик, а мечта: почему водители ЗиЛов в СССР завидовали коллегам, получавшим МАЗ
Минский автозавод стал одним из первых автозаводов в СССР, перешедшим на компоновку «кабина над мотором». В шестидесятых такие машины выпускали только Кутаисский автозавод, делавший грузовики «Колхида», и минчане.
Выше комфорт
Для водителя бескапотная компоновка имеет много удобств. Обзор с водительского места гораздо лучше, потому что не мешает капот. В кабине гораздо просторнее: сравните кабины МАЗ-500 и капотного ЗиЛ-130, выпуск которого начался примерно в то же время. Разница сразу бросается в глаза.
Надежность
По этому параметру МАЗ тоже выигрывал у ЗиЛа. На нем стоял 6-цилиндровый дизель ЯМЗ-236, менее капризный, чем 8-цилиндровый бензиновый агрегат «Зилка». Даже если дизель ломался, чинить его было проще, потому что поднимаемая кабина открывала к нему хороший доступ со всех сторон.
Для гражданских грузовиков бескапотная компоновка со временем стала нормой благодаря этим достоинствам. Положительный опыт с МАЗами определил выбор компоновки для КамАЗов, выпуск которых начался в следующем десятилетии.
Военные же по-прежнему предпочитают капотные, но по другим причинам, о которых можно прочитать здесь.