«Фаворит»: интересный бренд велосипедов времен СССР, о котором вы вряд ли слышали
Выпускало эти велосипеды предприятие Eska-Cheb. Даже обычные дорожные модели марки были своеобразными «мерседесами» и «порше» с высоким качеством изготовления и богатой комплектацией, которыми не мог похвастать ни один из велозаводов СССР. В нашей стране они, увы, не продавались в частные руки, поэтому даже пожилые россияне вряд ли их вспомнят.
Если не считать профессиональных спортсменов. Во всем советском лагере Favorit долго оставался единственным предприятием, которое могло потягаться с именитыми западными производителями шоссейных и трековых велосипедов.
Дело в том, что в СССР отечественные велосипеды высшего класса «Тахион», на которых можно было соревноваться на международном уровне, появились лишь к Олимпиаде-1980 в Москве. А до того приходилось закупать продукцию именитых западных производителей шоссейных и трековых велосипедов, в первую очередь итальянских Colnago. С теми же проблемами сталкивались спортсмены всех стран соцлагеря.
Favorit F1
Чехи первыми решили, что так не пойдет, и Favorit начал работу над аналогом Colnago еще в 1950 году. И не просто сделали свою раму и колеса, а заново спроектировали все сложные узлы, включая переключатели скоростей и тормозные системы. Модель Favorit F1 получилась намного дешевле, чем у итальянцев.
В 1956 году велосипед Favorit принес первую олимпийскую медаль своему ездоку, а за успехом начали расти заказы. В те годы на чехословацких велосипедах выступали спортсмены более чем десятка национальных сборных – СССР, Чехословакия, Финляндия и Болгария, а позже их примеру последовали Албания, Венгрия, Индия, Куба и Румыния. Львиная доля выпуска экспортировалась в Западную Германию, Канаду и США – на них был спрос как на доступную альтернативу дорогим западным моделям.
Лишь в 1979 году Харьковский велозавод начал выпускать легендарный «Тахион». Но и после этого слава Favorit не угасла и на Олимпиаде-80 велик этой марки принес одному из гонщиков бронзовую медаль.
Сейчас в России есть бренд с тем же названием, но он не имеет ничего общего с советским. А исходная марка жива и поныне, выпуская профессиональные гоночные и горные модели велосипедов.