«Сталинец»: интересные факты о тракторе с харизмой мамонта
Выпуск его начался в 1933 году на только что построенном Челябинском тракторном заводе (ЧТЗ). Чтобы не изобретать велосипед, в качестве первой модели взяли один из тракторов Caterpillar. Поскольку все размеры в американском тракторе измерялись в дюймах, все части перечертили заново под метрическую систему.
По современным меркам, трактор очень тяжел – 10 тонн. Двигатель огромного объема 18,45 л развивал всего 60 л. с., а по дорогам он передвигался со скоростью меньше 6 км/ч.
Интересно, что двигатель С-60 питался бензином – точнее, лигроином, – потребляя его в огромных количествах. В Советском Союзе о необходимости переходить на дизеля, которым требовалась менее дорогая солярка, говорили даже на съездах ЦК ВКП(б).
К 1937 году ЧТЗ разработал новый дизель М-17. А поскольку его масса была гораздо больше, чем у бензинового, то и шасси трактора усилили. В итоге он еще потяжелел и стал весить почти 11 тонн. Новое поколение «Сталинцев» получило обозначение С-65, став первыми в СССР и одними из первых в мире дизельными тракторами.
Stalinetz
Всего этих тракторов было сделано более 100 тыс. штук. Когда началась Великая Отечественная война, их производство прекратилось, а все выпущенные трактора из колхозов изъяли и отдали армии, чтобы таскать по разбитым фронтовым дорогам тяжелую артиллерию. Увы, в нелегком 1941 году многие из них стали трофеями наступавших немецких войск. Немецким артиллеристам «Сталинцы» тоже понравились, они стали их использовать для той же цели. А потом, когда наступали советские войска, гусеничные мастодонты вернулись в родную артиллерию.