Почему поршни в двигателе круглые: неожиданный ответ

Цилиндры и поршни в двигателе любого современного автомобиля или мотоцикла имеют круглое сечение. Разве не лучше сделать их квадратными, прямоугольными или овальными?
Почему поршни в двигателе круглые: неожиданный ответ
B, Flickr. CC2.0
Самое удивительное, что поршень на самом деле не совсем круглый.

Тщательно измерив его ширину в разных местах, вы обнаружите, что он похож на перевернутый пластиковый стаканчик, слегка сдавленный с боков в широкой части. Окружность донышка поршня, обращенная к камере сгорания, немного уже, чем окружность в нижней части, где у поршня юбка.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но это только до тех пор, пока поршень холодный. Во время работы донышко сильно нагревается взрывающимися в цилиндре газами и расширяется, так что поршень принимает почти цилиндрическую форму. Почти — потому что его нижняя часть скорее овальная, чтобы лучше противостоять нагрузкам со стороны шатуна.

Почему не квадрат?

Кажется, что двигатель с квадратными поршнями был бы компактнее и проще в изготовлении. Однако такой двигатель быстро придет в негодность, потому что нагрев и расширение стенок цилиндра будет неравномерным. Из-за этого неизбежно возникнут внутренние деформации и от граней побегут трещины.

Овальные поршни Honda

В 1979 г. инженеры японской компании придумали гоночный мотоциклетный двигатель с продолговатыми овальными поршнями, каждый из которых соединялся с коленвалом двумя рычагами.
В 1979 г. инженеры японской компании придумали гоночный мотоциклетный двигатель с продолговатыми овальными поршнями, каждый из которых соединялся с коленвалом двумя рычагами.
Honda

Правила мотоциклетных гонках серии GP ограничивали число цилиндров четырьмя, а конструкторы Honda сделали четырехцилиндровый двигатель, который работал как восьмицилиндровый. В каждом цилиндре было по 8 клапанов! Им удалось решить задачу, но возникло столько мелких и больших технических сложностей, что этот дизайн так и остался инженерной экзотикой.