Разве такой трактор может работать? 5 удивительных особенностей советского «Запорожца»
Создавался он для обработки небольших наделов земли двухкорпусным плугом — то есть, сейчас мы бы назвали его фермерским мини-трактором. Буквально всё в нём устроено не так, как в любых советских или современных российских моделях. Вот самые интересные особенности.
Три колеса
Избавившись от четвёртого, конструктор машины заодно избавился и от дифференциала — чем меньше узлов, тем проще крестьянину обслуживать трактор.
Нефтяной двигатель
В отличие от дизеля, у него всего один цилиндр огромного объёма. К нему пристроена калильная камера, в которой топливо смешивается с воздухом и воспламеняется, а в цилиндр поступает раскалённая смесь продуктов сгорания. Работает такой двигатель на очень низких оборотах, чадит как паровоз и сжирает массу топлива. Зато он способен потреблять практически любое жидкое топливо, от сырой нефти до растительного масла.
Работает на воде?
Вместе с топливом в цилиндр «Запорожца» впрыскивают воду. Она несколько охлаждает стенки, очищает их от нагара и повышает экономичность.
Коробки передач нет
Тем не менее, трактор может ездить задним ходом за счёт того, что нефтяной двигатель может крутиться в обе стороны.
«Круиз-контроль»
Пахать машина может без управления человеком. Для этого тракторист ставит правое переднее колесо в уже пропаханную борозду. У «Запорожца» даже предусмотрели механизм, регулирующий высоту установки этого колеса, чтобы по борозде трактор ехал без крена.
Недавно Techinsider рассказывал о немецких «бульдогах», которые появились примерно в то же время, что и «Запорожец», и оставались популярными вплоть до шестидесятых годов. Для условий сельского хозяйства двадцатых годов они подходили идеально. Неудивительно, что конструкция «Запорожца» получила награду на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке 1923 года, а сам трактор разошёлся тиражом в 500 штук.